Организации общественной пользы. Зарубежный опыт

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛЬЗЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Организации общественной пользы (общественного блага), филантропические организации – основные термины, которые используются для обозначения организаций, занимающихся филантропией, то есть деятельностью, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова), для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни (общественных отношений и среды обитания).

 

Миссия организаций общественной пользы –  реализация общественных интересов, в том числе интересов участников организации, привлечении внимания органов власти, средств массовой информации и граждан к проблемам и обстоятельствам, имеющим общественное значение.


РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛЬЗЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Зарубежный опыт свидетельствует о результативности со-творчества государства и частного филантропического капитала, совместной работы регулирующих госорганов и организаций общественной пользы для совершенствование социальной системы, улучшение социальной инфраструктуры –  решения широчайшего перечня задач на уровне сообщества.

 

Организации гражданского общества не только способны решать проблемы, на решение которых не хватает сил государства и бизнеса, которые остаются вне фокуса их внимания – они становятся лидерами социальной реформы, включаясь своими ресурсами в реализацию социальной политики, предлагают действенные пути решения назревших общественных проблем.

 

Филантропические организации становятся каналом  обратной связи между жителями и правительством, способствуют повышению прозрачности власти и возникновению у граждан чувства ответственности, конструктивного общения с властями.

 

Возможные функции организаций общественной пользы:

 

  • Нормотворчество. Формирование, экспертиза, продвижения норм по обеспечению эффективной работы социальной системы. 
  • Наращивание инноваций. Разработка инновационных видов социальных услуг и помощи, в особенности там, где государство не способно действовать в силу бюджетных ограничений (беженцы, СПИД, домашнее насилие, наркомания, бездомность, подростковая преступность и безнадзорность, проблемы пожилых людей и т.д.)
  • Сокращение очагов социальной напряженности, привлечения широких слоёв общества к совместным действиям
  • Повышение эффективности государственных расходов, повышение прозрачности (Пример: В Германии бюджеты районов, получаемые из центральных источников обсуждаются наряду с группой активно работающих в районе НКО и прочих общественных объединений: путем совместных дискуссий определяются приоритеты, формируются проекты, НКО объединяются в группы для реализации проектов, контроль за осуществлением проектов, финансируемых из местного бюджета, также ведется со стороны общественных объединений).
  • Юридическая и социальная защита (филантропические организации ближе к актуальным социальным проблемам, лучше знакомы с ситуацией).


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛЬЗЫ

 

ТИПЫ ФИЛАНТРОПИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ

 

  • Организации без образования юридического лица и добровольные ассоциации; 
  • Доверительные и благотворительные фонды; 
  • Некоммерческие организации.

 

ТИПЫ ФИЛАНТРОПИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПОЛУЧАТЕЛЮ БЛАГА

 

  • Организации, целевой группой которых являются сами члены этих организаций;
  • Организации, цель деятельности которых - решить определенную проблему, непосредственно не связанную с проблемами участников организации.

 

ТИПЫ ФИЛАНТРОПИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОРИЕНТАЦИИ

 

  • Организации благотворительной ориентации;
  • Обслуживающие организации;
  • Просветительские организации.

 

ТИПЫ ФИЛАНТРОПИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ

 

  • Организации без образования юридического лица и добровольные ассоциации; 
  • Доверительные и благотворительные фонды (Сити Банк Фонд, Carnegie foundation, Wall Mart Foundation, WWF);

 

Carnegie foundation – Фонд Карнеги за Международный Мир 
Частная, некоммерческая организация, основной задачей которой является содействовать развитию сотрудничества между странами. Фонд был основан в 1910 для проведения независимых исследований в области международных отношений.
Основополагающими принципами в его работе являются политическая независимость, высокое качество исследований, постоянное непосредственное сотрудничество между экспертами разных стран. Деятельность Фонда реализуется по программам «Россия и Евразия», «Китай», «Глобальная политика», «Демократия и верховенство закона», «Ближний Восток», «Нераспространение», «Южная Азия», «Торговля, ценные бумаги и развитие», «Энергетика и изменение климата», «Роль США в мире». Штаб-квартира находится в Вашингтоне, Представительства открыты в Москве, Бейруте, Брюсселе и Пекине.

 

  • Некоммерческие организации (Журналисты без границ, Врачи без границ).

 

Журналисты без границ
Интернациональная негосударственная организация, выступающая за свободу слова во всём мире. Основана в Париже в 1985 году.
Направления деятельности:
Защита журналистов и сотрудников СМИ осужденных и заключенных в места лишения свободы по политическим мотивам.
Борется против цензуры и законов, ограничивающих свободу СМИ.
Обеспечение финансовой помощи журналистам или изданиям в критические моменты (для оплаты услуг адвокатов, мед. обслуживания и т.д.), финансовая помощь семьям заключенных журналистов.
Обеспечение безопасности журналистов, особенно в местах боевых действий.

 

ТИПЫ ФИЛАНТРОПИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПОЛУЧАТЕЛЮ БЛАГА

 

  • Организации, целевой группой которых являются сами члены этих организаций:

 

«организации взаимопомощи», соединяющие людей с общими проблемами (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.), объединения людей по демографическому или гендерному признаку;

 

People First (Канада). Организация основана людьми с отклонениями в умственном развитии в 1983 году. People First выступает против предвзятого отношения к людям с отклонениями в умственном развитии, против использования, способствует созданию возможностей трудоустройства, борется с дискриминацией на рабочем месте. Отделения организации действуют в большинстве канадских провинций. Финансовую поддержку People First оказывает правительство Канады.

 

Женский совет («Frauenrat», Германия) – объединяет 50 немецких женских ассоциаций и организаций. Женский совет добивается законодательного закрепления равноправия мужчин и женщин в немецком законодательстве, и осуществляет ряд программ по поддержке женщин, столкнувшихся с трудными жизненными ситуациями. Капитал организации формируется преимущественно за счет частных пожертвований.

 

  • Организации, цель деятельности которых - решить определенную проблему, непосредственно не связанную с проблемами участников организации:
  •  

организации «социальной» направленности. Часть из них занимается облегчением комплекса проблем определенных категорий населения (например, престарелых, многодетных или безработных), другая часть - конкретными проблемами (например, бездомностью или предотвращением СПИДа);

 

организации экологической направленности (защита окружающей среды: охрана природы, охрана памятников культуры) 

 

CARE – филантропическая организация, созданная в 1945 году в Атланте (США) с целью борьбы с бедностью. Первоначальной целью организации была помощь европейским странам по преодолению последствий второй мировой войны, позже Care распространила свою деятельность на весь мир. Сегодня персонал организации составляет более 12 тысяч человек, а ее отделения есть в 72 странах.

 

Фонд Форда – филантропическая организация, созданная в 1936 году Эдселем Фордом (вторым президентом компании Форд). Цели фонда – укрепление демократических ценностей, снижение бедности, поощрение достижений в области науки, искусства, образования. Ежегодно Фонд выделяет более 2000 грантов. За годы деятельности фонд выделил более 15,6 млрд долларов.

 

ТИПЫ ФИЛАНТРОПИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОРИЕНТАЦИИ ПО ОРИЕНТАЦИИ

 

  • Организации благотворительной ориентации – в западном понимании, это организации, осуществляющие патерналистскую деятельность, предполагающую низкую степень участия благополучателей: решение самых насущных проблем по обеспечению едой, одеждой, медициной, транспортом, жилищем.

 

Food for the Poor (США). Организация создана в 1982 году для помощи беднейшим жителям стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Сегодня «Еда для бедных» работает в 17 стран. С момента создания Организация поставила более 48.000 грузов с помощью, построила более 55 000 домов и осуществила более 750 проектов для обеспечения водой.

 

  • Обслуживающие организации – организации, деятельность которых направлена на достижение долгосрочного результата, на преодоление причины, а не следствия: повышение качества медицинских услуг и образования, осуществление комплексных программ развития. Благополучатель участвует в осуществлении программы. 

 

Сити Банк Фонд (The Citi Foundation) предоставляет экономические возможности отдельным людям и семьям, испытывающим материальную нужду, в регионах и странах, где работают отделения банка, для улучшения уровня жизни в целом. Фонд обеспечивает грантовую поддержку программам, которые соответствуют приоритетным направлениям работы фонда: 1. микрофинансы, 2. малый бизнес, 3.всеобщее образование, 4. финансовое образование, 5. экология.  По итогам 2008 г. на благотворительные цели Фонд потратил 89 млн.долл.

 

  • Просветительские организации – организации, которые помогают людям (как правило, нуждающимся) в формировании более глубокого понимания социальных, политических, экономических факторов, влияющих их жизнь, они оказывают просветительскую помощь людям в осознании их собственного потенциала и возможностей.

 

Фонд предотвращения домашнего насилия  (The Family Violence Prevention Fund). Фонд проводит работу по предотвращению домашнего насилия (по отношению к женщинам и детям).

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИЛАНТРОПИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

В большинстве западных стран государство стремится поддержать организации, деятельность которых направлена на «производство» общественного блага. 

 

КТО ОТБИРАЕТ ФИЛАНТРОПИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ?

 

Законодательство, как правило, предусматривает наличие органа, который принимает решение о предоставлении статуса организации общественного блага и регулирует деятельность организаций, получивший этот статус, через предоставлении преференций и контроль за соблюдением организациями обязательств.

 

Решение о предоставлении статуса организации общественного блага принимают:

 

  • налоговые органы (Налоговое агентство Австралии, Федеральная налоговая служба США, Канада – Управление благотворительностью налоговой службы Канады, Налоговая инспекция Германии);
  • судебные или правительственные структуры (министерство юстиции, министерство финансов) (Латвия, Польша, Армения);
  • независимые комиссии (комиссии по общественному благу или благотворительных комиссий). Практика создания независимых комиссий считается инновационной. Она впервые была опробована в Англии и Уэльсе.
  • государственные комиссии (Государственная комиссия Армении имеет право наделять отдельные проекты (не организации) статусом проектов, направленных на общественное благо).

 

Налоговые органы
Пример: США, Германия

 

В Германии контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью НКО осуществляется налоговой инспекцией. Каждый год НКО должны подписывать налоговую декларацию, где указывается только общая сумма пожертвований, полученных за год (они не обязаны при этом называть конкретных спонсоров);

Статус благотворительных организаций в США определяется федеральным налоговым законодательством и законодательством штатов, в которых организация осуществляет свою деятельность. Основной контроль за деятельностью организаций общественного блага осуществляет федеральная налоговая служба.

 

Налоговый кодекс США закрепляет особый статус организаций, занимающихся исключительно с благотворительными, научными, образовательными целями, с целями развития спорта и искусства, предотвращением жестокого обращения с детьми и животными. ФНС накладывает на деятельность таких организации ограничения: им запрещено участвовать в политических кампаниях на всех уровнях, а ее члены не должны получать прибыль от ее деятельности.

Наряду с налоговой инспекцией надзорной функцией по отношению к организациям общественного блага обладают и другие органы государственной власти, которые публикуют различные руководства, которые выделяют и распространяют лучшие практики и помогают предотвратить нежелательные явления в финансировании благотворительных организаций. Эти документы носят рекомендательный характер. В частности,  учитывая опасность международного терроризма,  Министерство финансов США (Department of the Treasury) издало для НКО специальное руководство по предотвращению случаев финансирования террористической деятельности.  


Правительственные структуры
Примеры: Польша, Латвия

 

В Польше решение о признании благотворительных организаций принимает Министерство социального обеспечения. Польша пытается частично перенять опыт английских комиссий, поэтому в 2003 году законом об общественно-значимой деятельности бы создан Совет по общественно-значимой деятельности. В отличии от английской комиссии по благотворительности этот Совет не имеет права наделения статусом организации общественного блага или благотворительной огранизации, но является органом, «высказывающем мнение, советующим и поддерживающим» деятельность Министерства социального обеспечения.

 

В Латвии наделение статусом некоммерческих организаций относится к функциям министерства финансов. При нем в 2004 году по закону 2004 года об общественно-значимых организациях, была создана комиссия, которая как и ее польский аналог, действует в качестве совещательного органа для министерства финансов.

 

Независимые комиссии
Пример: Англия и Уэльс

 

Британское благотворительное законодательство насчитывает уже более 400 лет. В 1601 году был принят статут о благотворительном пользовании, ставший основой британского и американского благотворительного законодательства. Статут вводил должность Верховного уполномоченного специальной парламентской комиссии, в обязанность которого входили контроль за благотворительными дарами и пресечение злоупотреблений, связанных с ними.  Если при учреждении траста цель, которую преследовал учредитель, попадала в перечень целей, указанных в преамбуле, то суды придавали этому трасту статус благотворительного. В статуте были перечислены виды благотворительной деятельности: помощь бедным, немощным, престарелым, больным и увечным солдатам и матросам; школам, колледжам и университетам; обучение и материальная поддержка сирот, поддержка исправительных учреждений; выкуп военнопленных и уплата штрафов за осужденных.

 

Основу современного благотворительного законодательства обозначает Акт о благотворительности 1993 года, который создал в Англии и Уэльсе  Комиссию  по регулированию деятельности благотворительных организаций в Англии и Уэльсе (Комиссия по благотворительности). По Акту Правительство Великобритании присвоило Комиссии статус «автономного» департамента, во главе которого не стоит ни один министр. Это позволяет комиссии осуществлять осуществляет свои функции и обязанности независимо от правительственного контроля и указаний.

 

Комиссия представляет собой административный орган, подотчетный, однако, судебным инстанциям, за исключением вопросов об использовании публичных ресурсов – в этом случае Комиссия отчитывается перед министром внутренних дел (Home Secretary) и правительством,  но не парламентом.

 

Комиссия получает финансирование от правительства. Деятельность Комиссии координирует Председатель, назначаемый Правительством Великобритании.

 

Основная функция Комиссии – присвоение организациям статуса благотворителей, а также оказание услуг по выстраиванию «грамотной» благотворительной деятельности.

 

Функции Комиссии:

 

  • Право определять, подходит ли организация под статус благотворительной;
  • Управление деятельности благотворительных организаций (внедрение новых технологий и распространение опыта среди «начинающих» благотворителей, содействие более эффективному использованию средств на благотворительность);
  • Сбор и распространение информации;
  • консультирование государства по вопросам благотворительности
  • функция контроля. Утвержденные организации–благотворители обязаны раз в год предоставлять Комиссии финансовый отчет и отчет о деятельности организации. Комиссия выявляет и пресекает нарушения в деятельности и коррупцию в благотворительных организациях; В случае выявления коррупции, различных нарушений, превышения должностных полномочий, Комиссия вправе закрыть банковские счета и отстранить от должности менеджмент организации. Комиссия может посетить благотворительную организацию для ознакомления с системой ее управления. Но подобный визит может состояться только при условии предварительного уведомления и при наличии веских причин для проверки.

 

Ни одна НКО не может рассчитывать на финансирование без отчета о предшествующей деятельности.

 

Направления развития:


За годы работы Комиссия показала, что она не справляется с «обслуживанием»   190 000 организаций, включенных в ее список. В результате, помощь от Комиссии осуществляется выборочно, равно как и проверки.  В повестке дня – принятие законопроекта о благотворительности (Charities Bill) с целью улучшения Акта о благотворительности. Предполагается ограничить влияние Комиссии, установив над ней дополнительный орган – Трибунал, в который будут поступать жалобы от организаций, пострадавших от «несправедливых» решений Комиссии.


ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА

 

Прямое финансирование

 

  • Целевое финансирование (контракты, по проекту или направлению).

 

Разработка и осуществление совместных проектов, где государство и филантропическая организация могут выступать:
1) партнерами,
2) заказчиком и исполнителем.

Совместная работа на условиях субсидирования, ко-финансирования.

 

  • Прямое материальное финансирование (возможно в форме предоставления техники, предоставления городских площадей, помещений, ит.д.)

 

Пример: Германия

 

Особенности законодательства и налогообложения в Германии привели к очень высокой, по сравнению с другими западноевропейскими странами, доле государственного финансирования в области социальной работы. Эта доля в размере 68,2% от общего объема финансирования складывается на 50% из налогов и доходов социального страхования, только 3,9% поступают за счет частных пожертвований и 27,9% из оплаты за услуги, пошлин и дохода от лотерей.


Государственная поддержка привела к высокой активности филантропических организаций в социальном секторе:


- более 35% всех детских садов являются негосударственными учреждениями;
- более 60% интернатов для инвалидов находятся вне ведения государства (около 13% – частные и 26% – государственные);
- приблизительно 50% домов престарелых – негосударственные;
- около 40% больниц – негосударственные.


Пример: США

 

Правительство США оказывает значительную поддержку различным социальным инициативам и организациям общественной пользы.

 

Виды поддержки, оказываемой Правительством:

 

  • Содействие развитию социальных инвестиций (выделение грантов из федерального бюджета, предоставление льготных кредитов под гарантии Правительства);
  • Создание благоприятных условий (изменение политики администрации штатов для минимизации административных барьеров; признание социальной значимости: приглашение представителей организаций в Консультационный комитет при Белом Доме, на слушания в Конгрессе или Сенате, участие политических лидеров в поддержке проектов);
  • Официальное признание успехов, сопровождаемое финансовой поддержкой (регулярное предоставление грантов, заключение государственного, регионального или городского контракта на закупку продукта или услуги, выполненной в результате реализации проекта филантропической организации, включение расходов на реализацию социальной инициативы в городской или местный бюджет);
  • Расширение масштабов применения (заключение контрактов на применение результатов социальной инициативы в различных регионах страны, законодательные рекомендации по применению и распространению социальной инициативы по всей стране, распространение информации).

 

Косвенная поддержка

 

  • Предоставление льгот (по оплате арендной плате, итд);
  • Консультирование и организационно-административная поддержка (в том числе помощь в подготовке специалистов для работы в НКО);
  • Волонтеры. Законодательно поощряется привлечение волонтеров для НПО, путем поощрения нанимателей, чтобы последние позволяли своим работникам вести волонтерскую работу.
  • Нормативное закрепление мотивационных начал благотворительности Примеры: 1. В ЮАР благотворительные организации имеют право вручения «налогового сертификата» своим донорам, который дает право последним для уменьшения суммы налогов. 2. Процентная филантропия в США (Государство позволяет гражданам направлять определенный процент налогов напрямую филантропическим организациям с целью развития гражданского общества);,
  • Иностранные пожертвования. За филантропическими организациями закреплено право получать денежные или материальные пожертвования или переводы от организаций из других стран, международных организаций, а также физических и юридических лиц, расположенных в других странах, если при этом все соответствующие налоговые и таможенные законы исполняются;
  • Рациональное налогообложение

 

– Освобождение прибыли или дохода неприбыльной организации от налога на прибыль;
– Освобождение суммы пожертвований от налога на доходы;
– Льготный режим в отношении НДС, других налогов (н-р, налог на имущество) и таможенные платежи;
– Поддержка капитала в фонде. Законы устанавливают положения, обеспечивающие поддержку формированию и существованию учредительного капитала фондов.  Эти положения обычно включают в себя специальные налоговые льготы для пожертвований, переданных для формирования такого учредительного капитала.

 

Рациональное налогообложение

 

Пример: США


США стали первой в мире страной, которая сделала благотворительность выгодной: в 1921 году в налоговое законодательство были впервые внесены поправки, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой базы на суммы, пожертвованные на благотворительные нужды.

 

В США с 1998 года объем пожертвований на благотворительность стабильно превышает 2% ВВП. В 2008 году он составил 2,2 процента. Сумма пожертвований на благотворительность в 2008 году оценивается в 307,65 млрд долларов США. Общий объем пожертвований только в 2008 году впервые, с 1956 года, продемонстрировал тенденцию к снижению (на 2% ниже, чем в 2007).

 

Пример: Великобритания


В Великобритании в 1997 году благодаря благоприятному налоговому режиму (снижение или освобождение от уплаты подоходного налога, налога на прибыль, налога на наследство, НДС, гербового сбора по сделкам с недвижимостью)  в некоммерческом секторе осталось 824 миллиона фунтов стерлингов.

 

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах
 

Скачать в формате PDF 

Версия для печати