Анализ послания Президента ФС РФ 2010

30 ноября 2010 года Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил третье в своей карьере президентское Послание Федеральному Собранию.


ОБЩАЯ (ПРОДОЛЖАЮЩАЯСЯ) ТЕМА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ПОСЛАНИЙ Д.МЕДВЕДЕВА 2008-2010

 

Приоритет перехода России к инновационному характеру развития, создание инновационной экономики и сферы высоких технологий является темой, обшей для всех президентских Посланий Д.Медведева.

 

Послания Президента Федеральному Собранию РФ, 2008-2010 гг.

 

2010 год

 

Был поставлен вопрос эффективного и рационального использования финансовых ресурсов, которыми обладает наша страна. Их нужно использовать «не для латания дыр, а в целях модернизации экономики», для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей. «Поручаю Правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации. А это всем известное повышение энергоэффективности нашей экономики, развитие новых энергетических, информационных, телекоммуникационных и медицинских технологий».


Основные приоритеты инновационной политики:

 

  • Модернизация системы государственных услуг
  • Улучшение инвестиционного климата в стране
  • Борьба с коррупцией

 

2009 год

 

Вместо примитивного сырьевого хозяйства предложено создавать умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям. Отечественная экономика должна переориентироваться на реальные потребности людей, которые главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья, с доступом к энергии и с доступом к информации. Развитие космических технологий и телекоммуникаций, стратегических и информационных технологий было названо приоритетом современной России.


В отдельное направление в рамках инновационного проекта развития были выделены программы развития ядерной энергетики. До 2014 года в РФ должны появиться реакторы нового поколения и ядерное топливо.


В рамках общей модернизационой стратегии предлагалось осуществить несколько шагов:

 

  • Модернизация государственного сектора. В первую очередь – оптимизация численности занятых в нем.
  • Создание комфортной среды для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. В этой связи говорилось о расширении грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе.
  • Осуществление таких изменений в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу экономики на инновационный характер развития.
  • Развитие налоговой системы в соответствии с заявленными целями.

 

2008 год

 

В подготовленной Правительством концепции развития РФ до 2020 года закреплен подход, согласно которому наши действия в экономике будут базироваться на концепции четырех "И" - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. В Послании-2008 Президентом был введен еще один компонент этой системы - Интеллект.


«Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит - достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни».
«Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую "охоту за головами". Содействовать приходу молодых одаренных людей в фундаментальную и прикладную науку».

 

ТЕМЫ ПРЕДЫДУЩИХ ПОСЛАНИЙ Д.МЕДВЕДЕВА, НЕ ПРОЗВУЧАВШИЕ В 2010 Г.

 

В президентском Послании 2010 года не получил отражения целый ряд тем, подробно обсуждавшихся в Посланиях прошлых лет (2008-2009).


Темы озвученные в 2008 г.

 

  • Судебная реформа
  • Российский федерализм и региональная политика
  • Миграционные процессы внутри страны и внешняя миграция
  • Создание новой глобальной архитектуры безопасности

 

Темы озвученные в 2009 г.

 

  • Нормализация ситуации в моногородах
  • Реализация государственной программы развития сельского хозяйства
  • Поддержка потребительского кредитования и расширения жилищного строительства
  • Увеличение инвестиций в инфраструктуру
  • Модернизация государственного сектора
  • Широкий блок вопросов по партийной тематике
  • Грантовая поддержка разработчиков новейших технологий

 

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ПОСЛАНИЙ 2008-2010 ГГ.

 

Выделение одной доминантной проблематики в целом характерно для президентских Посланий последних лет.

 

2008 год

 

Комплексная работа по совершенствованию российской политической системы.

Предлагались следующие меры по повышению уровня и качества народного представительства во власти:

 

  • партии, получившие от 5 до 7 процентов голосов, могут гарантированно рассчитывать на 1 - 2 депутатских мандата;
  • предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов РФ представлялись Президенту только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах;
  • использование денежного залога на выборах всех уровней должно быть отменено;
  • «ценз оседлости», предписывающий члену Совета Федерации проживать в регионе определенное количество лет, должен быть отменен;
  • поэтапно должно быть снижено минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии;
  • вводится обязательное поведение ротации руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партии дольше определенного срока;
  • представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности, руководителей муниципалитетов;
  • создание дополнительных мер по привлечению к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций, Общественной палаты;
  • парламентские партии должны иметь четко сформулированные гарантии освещения их работы в государственных СМИ;
  • свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями.

 

Также, были внесены существенные изменения в Конституцию РФ: «Первое. Расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. И второе предложение. Увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно».

 

2009 год

 

Все направления модернизации должны стать единым механизмом осуществления главной цели – превращения России в государство высоких технологий, в инновационную державу. Основные направления инновационного развития:

 

  • развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики
  • реализация проектов повышения энергоэффективности
  • смещение акцентов с добычи полезных ископаемых на достижение лидерства во внедрении инноваций в традиционной и в альтернативной энергетике
  • применение биоресурсов, прежде всего древесины, торфа, отходов производства для получения энергоносителей
  • развития ядерной энергетики
  • развитие космических технологий и телекоммуникаций
  • развитие стратегических и информационных технологий
  • расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе.
  • воспитание новой личности
  • культурное развития инфраструктурной среды, прежде всего в российской провинции и др.

 

2010 год

 

Проведение эффективной государственной политики в области детства. (Подробнее см. далее)

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ 2010 ГОДА

 

Послание Д. Медведева в 2010 году отличается от всех озвученных им ранее и тех, с которыми перед Федеральным Собранием выступал В.Путин. Речь здесь идет о выборе одной темы не просто в качестве основной, а в качестве доминирующей – развитию эффективной государственной политики в области детства было отведено около половины всего Послания. Модернизация, охарактеризованная Медведевым не как самоцель, а как инструмент решения давно назревших проблем, осуществляется в нашей стране прежде всего именно для блага будущих поколений. Именно такой идеологический посыл несли слова президента. «Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу» - отметил Д.Медведев.
 

Государственная политика в области детства в президентских Посланиях 2008-2010 гг.

 

2008 год

 

В своем первом Послании Д.Медведев коснулся данной темы только в контексте необходимости возрождения российской образовательной системы. Утрата передовых позиций в сфере образования была названа самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Основной акцент был сделан Президентом на школьном образовании, так как оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека.


На основе предложений, подготовленных профессиональным сообществом, было принято решение разработать Национальную образовательную стратегию - инициатива "Наша новая школа".

 

2009 год

 

Президент назвал основные положения подготовленной за год Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

 

  • реконструкция школьных зданий;
  • введение нового норматива занятий физкультурой;
  • создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • расширение самостоятельности школ, причем как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств;
  • применение технологий дистанционного и дополнительного образования модификация системы педагогического образования;


В 2010 году планировалось разработать и ввести новые требования к качеству образования, ввести мониторинг и комплексную оценку достижений ученика, его компетенции и способностей. Говорилось, что школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни.

 

Появились и другие меры в области «детской» политики:

 

  • освобождение от налога материальной помощи, оказываемой благотворительными и некоммерческими организациями детям, оставшимся без попечения родителей и инвалидам, отмена налога на прибыль применительно к грантам на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта.
  • принятие новых норм, регулирующих благотворительную деятельность; ее целями, в частности, были признаны: социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи, благотворительности и добровольчеству.

 

2010 год

 

В рамках нынешнего Послания Медведев выступил с инициативой радикального увеличения количества семей с 3 и более детьми. Был сформулирован, пожалуй, самый масштабный комплекс мер по обеспечению интересов семьи:

 

  • для семей с тремя и более детьми предложено ввести дополнительные налоговые преференции, в частности, увеличить размер налогового вычета до 3 тыс. руб. в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего
  • предложено придать инициативе властей Ивановской области - по выделению земельного участка под строительство жилого дома семьям с тремя детьми – характер повсеместного распространения.
  • указав на пример Ульяновской области, где молодым семьям при рождении третьего и последующих детей выдается сертификат на 100 тыс. рублей, Президент предложил руководителям всех субъектов Федерации подумать и о региональном «материнском капитале».

 

Также, предложено всерьез взяться за проблему детских садов, которая раньше игнорировалась в Посланиях, даже когда речь заходила о проблемах модернизации образования. Поднята была и проблема несовершенств в характере работы коррекционных детских домов. Затронут важнейший вопрос, никогда не звучавший в Посланиях ранее, о насилии над детьми, в первую очередь – о домашнем насилии. Был предложен ряд конкретных мер по защите прав детей и оказанию психологической помощи и поддержки маленьким гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Стратегическим приоритетом политики в сфере детства было названо формирование и развитие ценностей здорового образа жизни у детей и подростков.

 

ДРУГИЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ 2010 ГОДА


МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

В ходе своего нынешнего президентского Послания Д.Медведев предложил объединить задачи по модернизации широкого круга областей в один общий блок, обозначив его условно как «умная политика», обеспечивающая условия для всестороннего обновления жизни общества. Президентом было отмечено, что нам необходимы новые стандарты в деятельности органов госуправления и оказании публичных услуг, высокое качество работы судебной и правоохранительной системы, современные формы участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов.

 

10 мер по модернизации российской политики, предложенных в Послании-2010

 

1. Создание системы оказания государственных и муниципальных услуг населению. Цель - добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. «Мы оптимизируем систему оказания государственных и муниципальных услуг. Уже сегодня во многих регионах можно, не выходя из дома, подать электронное заявление на получение паспорта, узнать размер своих пенсионных накоплений».

 

2. Привлечение НКО к оказанию социальных услуг населению. По заявлению Президента, необходимо обратить особое внимание на социальные услуги населению. «Считаю, что мы должны активнее подключать к их оказанию некоммерческие организации. Они зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеют уникальный опыт и помогают людям, которые попали в трудную ситуацию».

 

3. Создание благоприятного инвестиционного климата в регионах и изменения в распределении доходов между бюджетами разных уровней. В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест. Для этого было предложено сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер. Кроме того, «Правительству следует подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней» - как заявил Президент.

 

4. Приватизация имущества, находившегося в распоряжении органов власти. Органы власти должны избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям. «В этом году я подписал Указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий. По моему поручению Правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний». Главная цель приватизации – повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции.

 

5. Реформа судебной системы и правоохранительных органов. Крайне важно стремиться к формированию политической системы, характеристиками которой будет функционирование справедливых законов, независимых и уважаемых судов и органы правопорядка. «Эти звенья, безусловно, тесно связаны, и реформировать нужно всю систему, а не отдельные институты».

 

6. Совершенствование уголовного законодательства. Необходимо совершенствовать уголовное законодательство. «Санкция за нетяжкие, малозначительные преступления должна быть по возможности не связана с лишением свободы… Сегодня я внесу в Государственную Думу закон, который позволит суду применять дифференцированный подход при назначении наказания. По целому ряду составов преступлений будут исключены нижние пределы санкций».

 

7. Борьба с коррупцией. Принципиальной задачей остается борьба с коррупцией. «Опыт показывает, что даже угроза лишения свободы до 12 лет не удерживает взяточников. Представляется, что в ряде случаев экономические меры в виде штрафов могут быть более продуктивны. Поэтому коммерческий подкуп, дача и получение взятки могут наказываться штрафами в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки».

В связи с наличием сформировавшегося нового вида преступной деятельности - посредничества во взяточничестве – Президентом было предложено  внести это понятие в уголовный закон.

 

8. Прозрачность госзакупок. Было предложено начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и более современной. «Нецелевые расходы составляют не менее триллиона рублей.... Обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее. На специальном интернет-портале нужно предварительно публиковать информацию о таких планах с возможностью обратной связи с компаниями относительно их заинтересованности в торгах, а также мнения экспертов об адекватности этих планов современным требованиям и рыночным условиям».

9. Реформа избирательной системы на муниципальном уровне. Президентом было предложено сделать обязательным использование пропорциональной или смешной избирательной системы, на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. «Политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями».

 

10 Практика общественных слушаний. Расширение практики общественных слушаний (так, как это было по закону «О полиции») видится Президенту необходимой мерой.


В Посланиях прежних лет перечисленные темы развивались независимо друг от друга (см. табл. на следующей странице).

 

Модернизация политической системы в президентских Посланиях 2008-2009 гг.

 

Модернизация политической системы в президентских Посланиях 2008-2009 гг.

Модернизируемая сфера

2008 г.

2009 г.

1. Система оказания государственных и муниципальных услуг

_____//_____

Модернизация государственного сектора с целью создания эффективно действующего механизма, отвечающего стратегическим задачам государства.

2. Привлечение НКО к оказанию социальных услуг населению

_____//_____

_____//_____

3. Инвестиционный климат в регионах; изменение пропорции  распределения доходов между бюджетами разных уровней

Затронут лишь вопрос достижения оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами.

 

_____//_____

4. Приватизация имущества, находившегося в распоряжении органов власти

_____//_____

Затронув тему государственных корпораций, Президент отметил, что считает эту форму в современных условиях бесперспективной

5. Реформа судебной системы и правоохранительных органов

Президентом было поручено подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей.

 

Д.Медведев высказал намерение внести в ГД законопроект по сокращению сроков рассмотрения гражданских дел и введению дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства.

 

Говорилось о необходимости принять закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

В качестве элемента формирования атмосферы «прозрачности» деятельности всех органов власти предлагалось установить порядок размещения информации в сети Интернет о деятельности судов.

Планировалось также создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции. На первом этапе (с 1 января 2012 года) - для гражданских дел.

Было отмечено, что качество работы судебной системы в значительной степени зависит от положения дел в правоохранительных органах. «Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников. Таких следует предавать суду. Работники этих структур будут предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей».

6. Совершенствование уголовного законодательства

Рассматривался вопрос гуманизации закона и порядка его применения. «Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества». В то же время правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений.

Уголовное наказание, по словам Президента, как на уровне закона, так и на стадии его применения судами, должно быть адекватным совершенному преступлению и, соответственно, лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего.

«В уголовном законе следует шире использовать так называемую административную преюдицию, то есть привлекать к уголовной ответственности только в случае неоднократного совершения административного правонарушения. Надо шире применять штрафы в качестве наказания за малозначительные преступления и преступления средней тяжести, не связанные с насилием. А если взыскать штраф невозможно, то применять принудительные работы, которые необходимо ввести как самостоятельный вид наказания».

7. Борьба коррупцией

В этом Послании коррупция была названа врагом "номер один" для свободного, демократического и справедливого общества. Разработан и принят Национальный план противодействия коррупции. Шла речь о внесении изменений в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни и органов внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности, судей и служащих аппаратов судов, органов государственной власти, муниципальных органов и других.

Конкретно были упомянуты следующие меры:

  • повышение требований к государственным и муниципальным служащим; должно влечь дисциплинарная, а в необходимых случаях - административная и уголовная ответственность за невыполнение правил поведения на службе;
  • введение мер уголовного наказания за злоупотребление полномочиями лицами, которые исполняют управленческие функции в негосударственных организациях;
  • введение административной ответственности юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция была признана одним из главных барьеров на пути нашего развития.

 

«Только за шесть месяцев текущего года рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Среди осужденных - 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов».

 

Президент заявил, что для того, чтобы борьба с коррупцией была успешной, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.

 

Именно на это направлены и соответствующие законы (вступление в силу которых намечалось на 2010 год):

  • об открытости государственных органов;
  • об обеспечении доступа к информации о деятельности судов.

8. Прозрачность госзакупок

_____//_____

_____//_____

9. Реформа избирательной системы на муниципальном уровне

_____//_____

Был предложен целый ряд мер, направленных на реформирование избирательной системы – в первую очередь, на региональном уровне, в том числе:

1. Все партии, представленные в региональных парламентах, получат возможность формировать фракции.

2. Партии, не представленные в Государственной Думе, но имеющие фракции в законодательных собраниях субъектов Федерации, следует освободить от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах. Такой же принцип устанавливался и для муниципальных выборов.

3. Наведение порядка с досрочным голосованием на местных выборах.

4. Принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах.

5. В уставы и конституции субъектов Российской Федерации включить статьи о ежегодном отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России.

10. Расширение практики общественных слушаний законопроектов

_____//_____

_____//_____

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

В вопросах экономического развития появился новый тренд – это необходимость превращение Москвы в крупный международный финансовый центр. Спорить с выгодностью создания эффективного финансового рынка в столице сложно хотя бы потому, что за счет него прогнозируется существенный приток капитала и налогов. Однако готова ли уже Россия к такого рода начинаниям, осталось не ясным, в виду сложной посткризисной ситуации, констатированной Президентом в начале его выступления.
 

Вопросы экономического развития в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ, 2008-2010 гг.

 

2008 год

 

Действия в экономике предполагалось базировать на уже заявленной к тому времени концепции четырех "И" - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. Такой подход был закреплен в подготовленной Правительством концепции развития до 2020 года

 

«Реализовать его нужно в полном объеме, добавив к нему, как я уже об этом как-то говорил, пятую составляющую – Интеллект».

 

Приоритетом России в экономической сфере стало производство (а в перспективе, по словам Президента, и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры.

 

2009 год

 

Были обозначены следующие проблемы области и направления модернизации:

 

  • Проблема неэффективного использования энергоресурсов. «Наши научно-исследовательские и производственные организации будут нацелены на внедрение инновационных технологий, таких как разработки с применением эффекта сверхпроводимости, особо актуального для наших протяженных территорий». Предполагалось, что в будущем именно технология сверхпроводимости кардинально изменит всю сферу производства, передачи и использования электроэнергии.
  • Обозначено приоритетное направление в рамках модернизационного проекта - развитие ядерной энергетики. «До 2014 года у нас появятся реакторы нового поколения и ядерное топливо востребованное не только отечественными, но и зарубежными производителями». Ядерные разработки планировалось активно применяться и в других сферах (прежде всего, конечно, в медицине), а также для производства водородного топлива и создания двигательной установки, способной обеспечить космические полеты на другие планеты.
  • Еще одним приоритетным направлением стало использование космических технологий, в том числе, естественно, ГЛОНАСС. «Они дадут нашим людям возможность пользоваться современным навигационным оборудованием в автомобилях, помогут обеспечить безопасность транспорта и технически сложных объектов, улучшить координацию работы служб, которые отвечают за предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций, за ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф».
     

2010 год

 

Ключевыми темами стали:

 

  • Намерение к 2020 году повысить энергоэффективность российской экономики на 40 процентов.
  • Необходимость дальнейшего развития отечественной атомной отрасли, которая, наконец, вернулась к серийному строительству и ежегодному вводу мощностей, и получила в 2010 году в 25 раз больше заказов, чем 5 лет назад.
  • Планы по увеличению производительности суперкомпьютера «Ломоносов» в будущем году в 2.5 раза и превращении его в одну из самых мощных вычислительных машин мира.
  • Возможности ГЛОНАСС, которые должны служить массовому пользователю уже в ближайшем будущем. Нужно заметить, что в свете последних событий этот тезис вызывает много вопросов.

 

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Модернизация системы здравоохранения была преподнесена Президентом в его нынешнем Послании как одна из наиболее важных задач, так как от качества оказываемых в стране медицинских услуг напрямую зависит здоровье детей и молодых матерей.
 

Модернизация системы здравоохранения в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ, 2008-2010 гг.

 

2008 год

 

В первом Послании Д.Медведева можно найти только «несколько слов об обязательном медицинском страховании». Президент констатировал: «Права застрахованных граждан в полной мере не обеспечены». Было отмечено, что в условиях роста платных медицинских услуг все еще медленно развивается добровольное медицинское страхование. И это не способствует развитию конкурентной среды в здравоохранении. «Нам предстоит поэтапно, но последовательно внедрять полноценное медицинское страхование. Полноценное и по охвату, и по стоимости».

 

2009 год

 

Область медицины в этом Послании рассматривалась, как одна из сфер, которой коснется общий процесс инновационных превращений. Приоритетными направлениями были названы:

 

 

  • развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики;
  • ориентация на производство и выпуск большого числа лекарственных препаратов в России;
  • создание мотиваций и условий для здорового образа жизни граждан

 

2010 год

 

Угол зрения, под которым рассматривались приоритеты модернизации в области здравоохранения, был обозначен Президентом явно – улучшение качества здоровья матерей и детей. Президент заявил, что следует:

 

  • повысить доступность и качество медицинской, а также социальной помощи матерям и детям
  • развивать программу «Родового сертификата» и систему восстановительного лечения для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела
  • увеличить господдержку лечения бесплодия
  • провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

 

Помимо нетрадиционно широкого и развернутого блока, посвященного «детской политике», в этом году в Послании Президента появился еще один нехарактерный для Посланий прошлых лет сюжет – экологическая безопасность. Задача формирования новой экономической политики вытекает из вопроса, озвученного Президентов в ходе послания: «Какое природное наследие мы оставим детям?». Как отметил Д.Медведев, несмотря на уникальность и богатство российской природы, ее состояние сегодня трудно назвать благоприятным. Решать эту проблему можно, по мнению Президента, лишь создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере.

 

Ранее тема экологической безопасности поднималась в президентском Послании всего однажды, в 2009 году.

 

Экологическая безопасность в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ, 2009-2010 гг.

 

2009 год

 

Основное внимание было обращено негативному влиянию на экологическую ситуацию сжигания попутного газа при добыче нефти. Однако тогда эта проблем была подана скорее как вопрос энергоэффективности, нежели чем вопрос экологической безопасности.

 

2010 год

 

В данной области были сформулированы четыре приоритета:

 

  • Необходимость оценки реального состояния всех загрязненных территорий. Выявленный уровень предлагалось рассматривать в качестве стартового для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
  • Поручение разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние особенностей конкретных территорий. «Это основа для деятельности органов власти и установления требований к производственным объектам».
  • Развитие системы экологического воспитания и образования. «Мне не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово. Наверное, отчасти это действительно так... И надо учесть это в новых образовательных стандартах».
  • Предложение введения оценки эффективности органов власти на местах путем анализа экологической ситуации в регионе. «Качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий, соответственно, должно стать критерием оценки эффективности органов власти на местах». Главам субъектов РФ поручено ежегодно предоставлять доклады о состоянии экологии.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

Развитию международного сотрудничества в структуре президентских Посланий всегда выделяется особое место. В вопросах наших национальных интересов, как правило, превалировал здоровый прагматизм и ориентация на реализацию собственной внешнеполитической стратегии. В.Путин неоднократно отмечал в своих Послания, что Россия должна строить свою внешнюю политику на основе четкого определения национальных приоритетов, прагматизма и экономической эффективности. Аналогичной позиции придерживался в своих Посланиях 2008-2010 гг. и Д.Медведев. Последнее президентское Послание продемонстрировало, что за истекшее десятилетие Россия совершила переход от ориентации на интеграцию на уровне СНГ к выстраиванию модели модернизационного партнерства. Поступательное расширение полюсов сотрудничества четко прослеживается в Посланиях за период с 2000 по 2010 гг.

 

Приоритетные направления международного сотрудничества в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ, 2000-2010 гг.

 

 

Приоритетные направления международного сотрудничества в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ, 2000-2010 гг.

2000-2001 гг.

В качестве приоритетных направлений внешней политики России были выделены страны СНГ и Европа.

2002-2007 гг.

Под воздействием начавшейся консолидации позиций России и США по вопросам антитеррористического сотрудничества, в числе приоритетов появляется выстраивание нового формата отношений с Америкой. В целом, триада «СНГ, Европа, США» доминировала довольно долго.

2008 г.

В этом Послании начинают фигурировать такие международные акторы, как «G8», БРИК, АТЭС и другие объединения. В числе желаемых партнеров оказались Евросоюз, Китай, Индия, Латинская Америка и Африка.

2009 г.

Ориентация на сотрудничество с Евросоюзом, Китаем, Индией, Латинской Америкой и Африкой сохраняется. Кроме того, Президент заявил о заинтересованности России в реформировании и укреплении позиций ООН.

2010 г.

«У нас складываются модернизационные партнерства, скажем, с Германией и Францией. Большой потенциал в наращивании инновационной составляющей сотрудничества с Китаем, Индией, Бразилией, Республикой Корея, Сингапуром, Японией, Канадой, Италией, Финляндией, Украиной, Казахстаном, некоторыми другими странами». Как заявил Президент, эти партнерства будут ориентированы на реализацию основных приоритетов технологической модернизации России.

 

 

 

РАЗВИТИЕ СЕТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СФЕРЫ IT В РОССИИ

 

В Посланиях последних двух лет важное место занимает проблематика распространения телекоммуникационной сферы, широкополосного Интернета и IT-сферы.
 

Развитие телекоммуникаций в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ, 2009-2010 гг.

 

2009 год

 

Одним из стратегических направлений развития было названо совершенствование космических технологий и телекоммуникаций. «Наша страна традиционно была одной из первых в этих отраслях, но сегодня занимает лишь 63-е место в мире по уровню развития инфраструктуры связи». Была поставлена цель в течение пяти лет обеспечить широкополосный доступ в Интернет по всей стране, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвертого поколения.


«Национальная сетевая инфраструктура должна гарантировать доступ к современным средствам связи в любой точке и, конечно, по разумным ценам».


Речь шла также о создании современного технологического центра, по примеру «силиконовой долины» и других подобных зарубежных центров. «Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих ученых, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии».

 

2010 год

 

Об успехах в сфере распространения широкополосного Интернета Президент в нынешнем Послании не говорил. Он коснулся другого аспекта - заявил, что уже в следующем году цифровой доступ к пакету обязательных телеканалов будет обеспечен в большинстве приграничных регионов. Кроме того, будут построены более 1000 объектов государственной сети цифрового телевещания.


Отдельное внимание было отведено самому известному инновационный проект в России на сегодняшний день – центру в Сколкове. По словам Президента, сейчас этот проект уже становится реальностью. «Есть земля, есть управленческая команда, есть, наконец, специальный закон, который устанавливает уникальные преференции для тех, кто будет заниматься этим проектом. Наконец, есть конкретные предложения от частных и государственных компаний, которые готовы начать работу уже сегодня».

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ НОВОЙ РОССИИ (2000-2010 ГГ.)

 

В президентских Посланиях всех лет обязательно присутствует тема, которую никогда не выделяют в отдельный блок, и не анализируют в отрыве от общего контекста, однако она по праву может быть названа одной из ключевых в такого рода выступлениях. Речь идет о ценностно-культурной составляющей нашего общества. В середине 2000-х годов произошла переориентация ценностей, с лежащих в первую очередь в социально-экономической плоскости, на культурные и духовные. И те и другие ценностные ориентиры имеют принципиальную значимость – при выстраивании новой идентичности, при новом типе общественного порядка даже в государстве с тысячелетней историей крайне важно создать систему как социальных, так и морально-нравственных образцов.

 

 

Ценностные ориентиры российского общества в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ, 2000-2010 гг.

2000-2005 гг.

В.Путин, 2002 г.:«Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей».

 

В.Путин, 2003 г: «Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданские и политические свободы Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Страной, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать. Зарабатывать без страха и ограничений… И такой страной люди смогут не просто гордиться. Они будут приумножать ее богатство. Будут помнить и уважать нашу великую историю».

2006-2007 гг.

В.Путин, 2006 г.: «Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров»

2008 г.

Д.Медведев:«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было».

 

«Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить. Есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы не отступим на Кавказе. Поэтому мы преодолеем последствия мирового экономического кризиса и выйдем из него еще более сильными»

 

«Главное - сделать все необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно - открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они - ровесники новой, демократической России. В них - ее открытость, ее свободный дух, стремление ко всему передовому. И им предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей».

2009 г.

Д.Медведев: «В основе моего представления о будущем глубокая убежденность в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе. Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого… Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации».

2010 г.

Д.Медведев:«Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».

 

«Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И по большому счету, все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего. Для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас. Чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на то, что кардинальной смены политического курса после последних президентских выборов не произошло, формат трех прошедших президентских Посланий резко отличается от тех, что были озвучены в начале и середине 2000-х гг.

 

Экономическая доминанта сменилась ориентацией на социальные проблемы и вопросы инновационного развития. Большее внимание стало уделяться культурно-ценностным основаниям, на котором построено наше общество, и опираясь на которые нам предстоит развивать его в дальнейшем.

 

Многое было предложено сделать для усовершенствования системы народного представительства в России, проведено несколько важных конституционных преобразований.

 

Развитие высоких технологий и производства качественного интеллектуального продукта — иными словами, развитие «рынка идей, изобретений, открытий» — стало одной из центральных тем всех Посланий Д.Медведева. В качестве одной из важнейших задач государства была озвучена задача формирования комфортной деловой и технической среды для осуществления в стране исследований и разработок мирового уровня.

 

В Послании 2010 года традиционно приоритетная в выступлениях Д.Медведева тема социальной политики получила максимально широкое раскрытие. Развитие эффективной политики в области детства обещает стать трендом на ближайшую перспективу, судя по подходу к данному вопросу, который был продемонстрирован Президентом. Предстоит качественно изменить положение дел в нескольких важнейших социальных областях — сфере здравоохранения, образовательной системе, благотворительной сфере, экологической политике, системе социальной поддержки молодых семей, детей-сирот и др.

 

Столь масштабное раскрытие социальной проблематики в президентском Послании 2010 года имеет как положительные, так и условно отрицательные стороны.

 

К положительным моментам можно отнести то, что было высказано намерение всерьез взяться за решение демографической проблемы, острейшим образом стоящей в России сегодня. При наличии комплексной программы политических и экономических мер в области материнства и детства можно рассчитывать на появление естественного прироста не только за счет миграционных процессов, но и путем грамотного использования внутренних ресурсов государства, а именно: финансового потенциала, ресурсов системы здравоохранения, государственной социальной поддержки.

 

К отрицательным эффектам можно отнести сокращения числа тематик Послания, отход от традиционных стандартов его представления. Ряд таких важных тем, как региональная политика, миграционные процессы, нормализация ситуации в моногородах, грантовая поддержка разработчиков новейших технологий, озвученных Д.Медведевым в предыдущие годы, в Послании 2010 года остались не раскрытыми.

 

Крайне интересным представляется вопрос о том, как будут расставлены акценты в следующем президентском Послании, запланированном на ноябрь 2011 года: превратится ли новаторский подход нынешнего Послания в тенденцию, или же «социальное» Послание останется разовой политической акцией в преддверии грядущих выборов?

 

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах


Скачать в формате PDF 

Версия для печати