КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
(ОСЕНЬ 2009 — ЛЕТО 2010)
1. Объявлен курс на модернизацию и инновационное развитие
2. Дан старт модернизации политической системы
3. Произошло заметное обновление губернаторского корпуса
4. Сделан первый шаг к стабилизации на Северном Кавказе — образован Северо-Кавказский Федеральный Округ
5. Между Россией и США подписан новый Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ)
6. Утверждена новая военная доктрина страны, определены основы госполитики в области ядерного сдерживания
7. Произошла «перезагрузка» российско-украинских отношений
8. Бюджетные учреждения получили финансовую самостоятельность
9. Запущен механизм реформирования МВД
10. Разрешен газовый конфликт между Россией и Белоруссией
КЛЮЧЕВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
(ОСЕНЬ 2009 — ЛЕТО 2010)
1. Официальной идеологией Партии стал российский консерватизм
2. Публичные дебаты признаны обязательным инструментом предвыборной борьбы
3. Введен инструмент праймериз как механизм внутрипартийной демократии
4. Законодательно определены правила игры на продовольственном рынке
5. Создан эффективный механизм вовлечения кадрового резерва в решение задач развития страны
6. «Единая Россия» стала инициатором построения межпартийного диалога
7. Партия взяла под контроль тарифную политику естественных монополий
8. Создан институт взаимодействия с интернет-сообществом
9. Запущен механизм выработки стратегии социально-экономического развития регионов
10. Развивается сотрудничество с партиями других стран
КЛЮЧЕВЫЕ «ЛЯПЫ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ
(ОСЕНЬ 2009 — ЛЕТО 2010)
1. Парламентская оппозиция устроила «демарш» в Государственной Думе
2. Несистемная оппозиция выработала свою «Стратегию-31»
3. Министр обороны взял курс на «настоящую гуманизацию армии»
4. Глава МВД разрешил оказывать сопротивление своим подчиненным
5. Критериями членства в движении «Наши» названы «ярость» и «взбешенность» тем, что происходит вокруг
ПОДРОБНО: КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
(ОСЕНЬ 2009 — ЛЕТО 2010)
1. Объявлен курс на модернизацию и инновационное развитие
10 сентября 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев опубликовал статью «Россия, вперед!» в которой изложил свое представление о будущем России и сформулировал задачи, которые предстоит решить. Медведев, отмечая, что «у нас есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию», назвал пять главных направлений модернизации страны.
Во-первых, мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива. Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии. В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу. В-четвертых, мы будем располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; наши спутники будут «видеть» весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством. В-пятых, Россия займет передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.
Борис Грызлов, спикер Госдумы, глава Высшего совета партии «Единая Россия» отметил:
«На мой взгляд, одна из основных идей, о которых говорит в своей статье президент, — это ответственность российского общества за свое будущее. Сегодня мы сами ставим стратегические задачи и определяем путь развития России, изучая чужой опыт, но не копируя его вслепую. Безусловно, вместе мы способны победить существующие системные проблемы, которые также перечисляет глава государства. Я уверен, что мы добьемся успеха и обеспечим России место одного из мировых лидеров XXI века, а гражданам России — высокое качество жизни. В своей статье президент приглашает граждан страны обсудить его взгляд на будущее России, фактически, поучаствовать в подготовке его послания Федеральному собранию. Это подчеркивает важность включения всего общества в процесс модернизации России».
Владислав Сурков, первый заместитель руководителя администрации президента РФ пояснил: «Термин «модернизация» достаточно условный, он предполагает сразу две составляющие. Во-первых, стране необходимо подтянуть экономику хотя бы до «приличного уровня развития нормальных стран». Это не так сложно — были бы деньги. Во-вторых, необходимо создать условия не просто для копирования чужих технологий, но и для появления своих, принципиально новых». Эти технологии «либо существенно улучшают те или иные полезные вещи, либо меняют фундаментально целые отрасли или сегменты социума — создают новые рынки, новую культуру производства, новый образ жизни, новые виды товаров и услуг».
Данные идеи нашли свое продолжение в Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г., в котором были озвучены конкретные первоочередные планы новой политической стратегии. Были указаны три главные идеи: модернизация экономики, развитие политической системы и повышение эффективности социальной политики.
Российская экономика, по мнению президента, «должна, наконец, переориентироваться именно на реальные потребности людей, а они сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья, с доступом к энергии и с доступом к информации. Отсюда и наш выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития».
Дмитрий Медведев отметил, «что благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности».
2. Дан старт модернизации политической системы
22 января 2010г. состоялось заседание Государственного совета РФ, посвященное вопросам реформирования политической системы. В заседании приняли участие руководители всех основных политических партий, зарегистрированных в России: четырех парламентских — «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», и не имеющих своего представительства в Государственной думе «Правого дела», «Патриотов России» и «Яблока».
Открывая заседание, президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что впервые на Госсовете рассматриваются вопросы развития политической системы, ее демократизации:
«Российское общество неоднородное, многомерное. Составляющие его группы ведут разный образ жизни, имеют разные вкусы и взгляды, в том числе и политические. Таким обществом не нужно пытаться командовать, с ним надо сотрудничать. Наша задача — добиться, чтобы принципы политического управления были адекватны многомерности, идеологическому и культурному многообразию общества». Д. Медведев затронул все аспекты развития политической системы: развитии политических институтов, партийных институтов, партийной демократии, местного самоуправления, судебной и правоохранительной системы. «Наша политическая система работает. Она работает далеко не идеально, но работает», — сказал Дмитрий Медведев.
Необходимо отметить, что еще в сентябре 2009г., в своей статье «Россия, вперед!», президент дает свое виденье модернизации политической системы:
«Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной <...> лидерами в политической борьбе будут парламентские партии, периодически сменяющие друг друга у власти. Партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти (а не наоборот), выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления. <...> Политическая система будет обновляться и совершенствоваться в ходе свободного соревнования открытых политических объединений. При сохранении межпартийного консенсуса по стратегическим вопросам внешней политики, социальной стабильности, национальной безопасности, основ конституционного строя, охраны суверенитета нации, прав и свобод граждан, защиты права собственности, неприятия экстремизма, поддержки структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления».
В ходе заседания Госсовета глава государства сообщил, что внесет Госдуму законопроект, гарантирующий партиям, набравшим на региональных выборах более 5% голосов, представительство в парламентах. Впоследствии данный Федеральный закон был принят Государственной Думой (9 апреля 2010 г), одобрен Советом Федерации (14 апреля 2010 г) и подписан Президентом (22 апреля 2010 г.).
На Госсовете Президент также призвал региональные власти взаимодействовать со всеми политическими партиями, в том числе и с малочисленными.
«Нет единой территории, где все бы жители имели одинаковые политические предпочтения. Поэтому руководители всех без исключения территорий обязаны взаимодействовать с отделениями всех партий, действующих в регионе, даже если эти партии и эти отделения малочисленны, даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей. Но эти полпроцента избирателей — это наши граждане, и их мнение должно быть услышано», — сказал Дмитрий Медведев.
По завершению Госсовета руководитель Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Андрей Воробьев отметил:
«Госсовет еще раз подтвердил, наша политическая система зрелая, она работает, она справилась с кризисом. И она отвечает тем вызовам, которые существуют. И второй важный момент: готовность развиваться дальше, не стоять на месте. Мы понимаем, что политическая система — это не только выборы. Это и исполнительная власть, которая тоже получила импульс к эффективному развитию. Это и суды, и институты гражданского общества, которые должны совершенствоваться. Центризбирком тоже будет, наверное, реагировать. И, конечно, партии, которые должны меняться к лучшему — через законы, программы, работу на местах».
3. Произошло заметное обновление губернаторского корпуса
В период с сентября 2009г. по июнь 2010г. назначения губернаторов произошли в двух с половиной десятках регионов: Калужская область, Тамбовская область, Пензенская область, Оренбургская область, Ростовская область, Тульская область, Челябинская область, Саратовская область, ХМАО, Кемеровская область, Курская область, ЯНАО, Астраханская область, Курганская область, Волгоградская область, Приморский край, Еврейская АО, Красноярский край, Свердловская область, Республика Дагестан, Республика Алтай, РСО Алания, Республика Якутия, Республика Татарстан, Республика Коми. Столь массовых назначений первых лиц субъектов Федерации ранее не осуществлялось.
Эксперты отмечают, что обновление кадрового состава власти — это очень существенный тренд, который отличает политику Дмитрия Медведева. При этом Президент выработал алгоритм плавного и постепенного обновления руководства субъектов. Так в 2008 г. 10 из 12 назначенных губернаторов были назначены впервые, в 2009г.- 7 из 10, в 2010г. тенденции сохранились.
Президент четко обозначил свои требования к губернаторам,- главы регионов должны соответствовать планам модернизации, и руководить субъектами будут те, у кого есть желание и возможность развиваться дальше. Президент считает, что пришло время для новых кадров, новых людей, так некоторые из тех, кто пришел на губернаторские посты, являются выходцами из «Президентской сотни управленческих кадров», среди них глава Республики Коми В.Гайзер, губернатор Волгоградской области А.Бровко, глава Мурманской области Д.Дмитриенко, губернатор Псковской области А.Турчак.
4. Сделан первый шаг к стабилизации на Северном Кавказе — образован Северо-Кавказский Федеральный Округ
В Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009г. Президент отметил необходимость решения самой главной внутриполитической проблемы нашей страны — ситуации на Северном Кавказе. Он заявил: «Террористические преступления в отношении представителей власти, духовенства и силовых структур дестабилизируют обстановку, мешают нормальному развитию экономики и социальной сферы в этом регионе. Я уже говорил, что ситуация на Северном Кавказе не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие здесь было бы по-настоящему результативным. Очевидно, что истоки многих проблем, прежде всего, в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Скажем откровенно, уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен. Поэтому решению социально-экономических проблем граждан мы будем уделять первоочередное внимание».
Указом Президента РФ 19 января 2010г. был образован Северо-Кавказский Федеральный Округ. В его состав вошли: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край, с центром федерального округа в городе Пятигорске. Полномочным представителем Президента назначен бывший губернатор Красноярского края А.Хлопонин, который согласно изменениям в федеральном законе «О правительстве РФ», одновременно занял должность заместителя председателя Правительства РФ.
Премьер-министр России Владимир Путин отметил, что сегодня перед государством стоят новые задачи в регионе, связанные с укреплением положительных тенденций в экономике и социальной сфере. Очевидно, что необходимо существенно повысить эффективность и результативность государственной политики в Северо-Кавказском регионе. Этими соображениями продиктовано создание нового федерального округа и назначение его руководителем Александра Хлопонина.
Органам власти, по мнению премьер-министра, необходимо вести активную работу по сокращению безработицы, развитию малого предпринимательства, улучшению инвестиционного климата. В этой связи ряд поручений был сделан новому полпреду. Они касаются, в частности, разработки комплексной стратегии развития СКФО, включающей четкие планы работы по каждому из входящих в него субъектов федерации. В качестве мер улучшения инвестиционного климата предложено сделать упор на создании особых экономических зон и развитии системы региональных индустриальных парков.
Конечной целью всех обозначенных мер, по мнению главы российского правительства, должно стать качественные изменение самосознания живущих в регионе людей. В том числе укрепление уверенности граждан в собственных силах, веры в возможность полноценной реализации своих созидательных возможностей. Он привел также ряд примеров, говорящих о позитивных изменениях в республиках Северного-Кавказа: активно развивающийся туристический комплекс Приэльбрусье, строительство и реконструкция десятков социальных объектов — школ, больниц, спортивных сооружений, жилищное строительство в Грозном.
Главы объединенных регионов позитивно оценили создание нового федерального округа.
Валерий Гаевский, губернатор Ставропольского края:
- Образование Северо-Кавказского федерального округа — это серьезный шаг к решению имеющихся на южном направлении проблем. То, что его центром будет Пятигорск — никого в крае не удивляет. Ставрополье граничит с восемью субъектами Юга России, и практически все северокавказские республики — наши соседи. У нас много миротворческих инициатив, совместных проектов и идей. В образовании, культуре, молодежной политике. Думаю, теперь для них дан «зеленый свет». У нас и наших соседей в республиках большой нереализованный потенциал совместной работы.
Юнус-Бек Евкуров, президент Республики Ингушетия:
- Мы в республике очень рады этому событию. Создание Северо-Кавказского федерального округа, надеемся, позволит федеральной власти уделять более пристальное внимание Северному Кавказу. Этот шаг даст возможность оказывать точечную помощь в решении наших самых наболевших вопросов, касающихся безопасности региона, создания рабочих мест, взаимодействия силовых структур, а также проблем ингушских беженцев из Северной Осетии и Чечни. Тем более как заместитель председателя правительства он будет иметь более широкие полномочия, чем только полпред. Я лично доволен этими переменами.
Рамзан Кадыров, президент Чеченской Республики:
- Я считаю, что образование Северо-Кавказского федерального округа будет способствовать ускорению решения острых социальных и экономических проблем, стоящих перед субъектами Юга России. Экономические проблемы у всех одни — слаборазвитая промышленность, сотни тысяч безработных, необходимость развития инфраструктуры.
5. Между Россией и США подписан новый Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ)
Договор между Россией и США относительно дальнейшего обоюдного сокращения арсеналов ядерного оружия был подписан 8 апреля 2010 года в Праге. Договор получил название СНВ-3.
Договор заключен на строго паритетной основе: РФ и США обязались сократить суммарное число боезарядов на треть и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Общее число развёрнутых ядерных боезарядов ограничивается 1550 единицами для обеих сторон. Число развёрнутых межконтинентальных баллистических ракет, развёрнутых баллистических ракет подводных лодок и развёрнутых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев для России и США не будет превышать 700 единиц. Количество развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок БРПЛ и развёрнутых и неразвёрнутых тяжёлых бомбардировщиков не будет превышать 800 единиц.
Важно, что в преамбуле нового договора обозначена связь между наступательными и оборонительными вооружениями. Чтобы дополнительно подстраховаться, Россия выпустила одностороннее заявление, согласно которому мы можем выйти из договора, если США станут наращивать свою ПРО.
«Та формулировка, которая погружена в преамбулу договора, устраивает обе стороны, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Исходим из того, что именно на этой основе будем выполнять новое соглашение, поскольку будущее американской системы ПРО связано с конфигурацией наших стратегических потенциалов. Договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США».
В свою очередь, президент США Барак Обама заверил, что усилия в сфере ПРО, которые будут предпринимать США, «ни в коем случае не будут угрожать российской безопасности. Мы надеемся, что договор послужит основой для дискуссии с Россией, чтобы сократить не только наши стратегические, но и тактические вооружения, включая неразвернутые».
Аналитики по-разному комментируют факт подписания СНВ. Одни уверены, что выиграли обе стороны, дав импульс к сокращению глобальных запасов ядерного оружия и удешевив себе программы по его содержанию.
Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-III договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России».
Другие говорят, что выиграла Россия, потому что смогла настоять на увязке СНВ и ПРО.
По мнению глава комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова, СНВ-3 позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений».
Третьи утверждают, что в плюсе оказался Вашингтон, заручившийся поддержкой Москвы в борьбе против ядерной программы Ирана.
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов считает, что ядерное оружие — «это последний довод, который есть у России, и любое сокращение потенциала бьет, прежде всего, по нашей безопасности».
6. Утверждена новая военная доктрина страны определены основы госполитики в области ядерного сдерживания
Президент России Дмитрий Медведев 5 февраля 2010г. утвердил новую военную доктрину страны, а также документ «Основы госполитики в области ядерного сдерживания до 2020 года». Документ предусматривает возможность нанесения упреждающего ядерного удара по агрессору в критических для национальной безопасности ситуациях. При этом применять ядерное оружие при отражении агрессии с применением обычных средств поражения Россия сможет не только в крупномасштабной, но также в региональной, и даже локальной войне.
Военная доктрина, несмотря на свой подчиненный по отношению к Концепции по национальной безопасности статус, является краеугольным камнем обеспечения независимости государства. Впервые полный комплект документов, обеспечивающих политику безопасности, был разработан в начале «нулевых», и сейчас идет его закономерное обновление, разрабатывается своеобразное поколение документов 2.0. Содержание принятого документа позволяет говорить о приоритетах государства в этой области, также он является своеобразным посланием мировому сообществу, фиксацией позиции перед партнерами.
Новая доктрина признает наличие военной угрозы для России, возможности развязывания против нее вооруженных конфликтов, локальной, региональной и крупномасштабной войн. В этом документе справедливо подчеркивается, что на ряде направлений военные опасности для РФ усиливаются. К их числу относятся, в частности, нарушение баланса сил вблизи границ РФ, развертывание систем стратегической ПРО, размещение оружия в космосе, развертывание стратегических неядерных высокоточных систем оружия, территориальные претензии к РФ, демонстрация военной силы вблизи границ России и ее союзников, подготовка вооруженных сил иностранных государств к совершению агрессии. В числе реальных угроз России рассматривается НАТО, планы расширения альянса и превращения его в глобальный инструмент внешней политики США и их союзников. В то же время в доктрине назван и главный союзник России — Белоруссия, военно-политическое сотрудничество с ней признано приоритетным. Далее идут страны—члены Договора о коллективной безопасности, другие страны СНГ, страны — участники Шанхайской организации сотрудничества и ООН.
Из этих документов также вытекают несколько достаточно важных выводов. Главный — сегодня у нас нет потребности в дальнейшем увеличении самого потенциала стратегического сдерживания. Однако обладание ядерным оружием — это определяющее условие для проведения Россией своей независимой политики для сохранения ее суверенитета, политики, направленной на поддержание мира и предотвращение любого военного конфликта, а также для содействия урегулированию постконфликтных ситуаций.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что к 2020 году должно быть обеспечено комплексное оснащение воинских формирований новыми образцами вооружений и средствами разведки. «Мы должны добиться превосходства в воздухе, в нанесении высокоточных ударов по наземным и морским целям, в оперативной переброске войск»«, — подчеркнул президент.
На совещании по приоритетным направлениям госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы Владимир Путин заявил, что «уже к 2015 году современных видов вооружений в войсках должно быть не менее 30%, а к 2020 году — не менее 70%»
«По сути, речь идет о том, в какие сроки и какими системами вооружений мы должны насытить нашу Армию и Флот, что должны поставить на вооружение», — сказал Путин.
«В соответствии с планом развития и формирования нового облика Вооруженных Сил основное внимание, конечно, будет уделяться ядерным силам сдерживания, космической и противовоздушной обороне. Нужно насытить, как я уже говорил, войска современными средствами связи, управления, разведки и, конечно, довести до конца производство самолета пятого поколения, новых разработок по боевым кораблям для ВМФ», — сказал глава российского правительства.
7. Произошла перезагрузка российско-украинских отношений
Новый президент Украины Виктор Янукович пришел к власти 25 февраля 2010г., сменив на этом посту Виктора Ющенко. За время президентства Ющенко отношения Украины и России только ухудшались.
После того, как Виктор Янукович вступил в должность президента Украины, контакты между Россией и Украиной на высоком уровне становятся регулярными.
В марте на встрече с В.Януковичем Д. Медведев отметил, что отношения между Россией и Украиной в последние годы «не просто находились в стагнации — они деградировали». «Сейчас идет речь не об улучшении отношений, а об их возрождении, реанимации при помощи сильнодействующих средств. Поэтому мы с президентом Украины пришли к выводу: в целях развития диалога, возрождения полноформатных отношений между Россией и Украиной необходимо активизировать все связи, прежде всего связи на уровне министерств и ведомств. Естественно, связи по линии парламентов и общественных организаций», — заявил российский президент.
Уже на сегодняшний день российско-украинские отношения заметно улучшились, о чем говорят следующие факты:
- достигнута договоренность между РФ и Украиной о пролонгации до 2042 г. пребывания Черноморского флота России в Севастополе;
- М.Зурабов, назначенный послом на Украину еще в августе 2009 года, прибыл в Киев и вручил верительную грамоту президенту В.Януковичу;
- на основе решения суда В.Янукович отменил указ В.Ющенко о присвоении лидеру ОУН Степану Бандере звания Героя Украины;
- 21 апреля 2010г. «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнения к контракту на поставку газа, согласно которым украинская сторона с 1 апреля 2010 года получила скидку в цене на газ, равную величине снижения экспортной пошлины при поставках газа в Украину.
По мнению аналитиков, улучшение отношений между двумя странами не случайное. Оно имеет глубокие причины и является закономерным. С одной стороны, изменения в политической ситуации Украины послужили предпосылкой улучшения российско-украинских отношений. В период правления президента Виктора Ющенко власти Украины проводили прозападную политику. Практика показала, что эта политика не принесла стране никакой реально ощутимой выгоды, а наоборот, она привела к политической нестабильности и экономической рецессии. Украина оказалась в положении заложницы между мировыми державами. Новый президент Украины Виктор Янукович, которого многие считают пророссийским политическим деятелем, взялся за изменение ситуации. Поэтому смягчение, а затем и улучшение отношений с Россией стало неизбежным.
С другой стороны, серьезная экономическая ситуация на Украине заставляет руководителей страны обращаться к России за помощью и строить с ней новые отношения. Из-за мирового финансового кризиса Украина оказалась в ряду стран, которые пережили наибольший удар. На сегодняшний день Украина еще не вышла из кризиса. Энергетика, следовательно и экономическое развитие Украины серьезно зависит от России. Конфронтация с Россией идет вразрез восстановления экономики Украины и консолидации украинской власти. Украина, делая важный шаг в улучшении отношений с Россией, преследует свой практический интерес.
На одном из заседаний правительства Владимир Путин заявил:
«Постепенно уходят в прошлое проблемы между нашими странами, вызванные, в том числе, глобальным экономическим кризисом. За январь-апрель 2010 года взаимный товарооборот вырос на 86%, и достиг 10 млрд долларов». Он отметил, что «с новым президентом и правительством Украины мы вышли на очень высокий уровень межгосударственный контактов. Мы снимаем искусственные барьеры, которые мешали конструктивному сотрудничеству».
Путин также отметил, что буквально за несколько месяцев Россия и Украина наработали весомый портфель совместных проектов. «Речь, прежде всего, идет об отраслях, где кооперация России и Украины принесет нашим странам весомые конкурентные преимущества. В частности, это авиа- и судостроение, энергетика, транспорт».
8. Бюджетные учреждения получили финансовую самостоятельность
Госдума 23 апреля в третьем и окончательном чтении одобрила Федеральный закон Российской №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон изменяет правовое положение и финансирование бюджетных организаций. Суть предлагаемой реформы в том, что бюджетные учреждения становятся экономически самостоятельными, но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме.
С вступлением в силу данного документа (1 января 2011 г.), у школ, вузов, больниц, поликлиник, музеев и библиотек появится выбор: перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа либо казенных. Для финансирования первых двух из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право заниматься коммерцией, то есть оказывать платные услуги. Всего под действие закона попадут 328 тыс. бюджетных организаций, 25 тыс. из которых — федеральные, свыше 300 тыс. — региональные и муниципальные.
Установлен срок переходного периода для вступления в силу положений закона — с 1 января 2011г. до 1 июля 2012г. Предполагается, что в течение переходного периода субъекты РФ будут иметь возможность подготовиться к новым правилам работы, а правительство РФ сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения.
Специалисты опасаются, что последствием этих нововведений может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения. Обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите обсудят лишь в ноябре этого года — за месяц до начала реформы.
В бесплатный лимит обучения могут войти лишь по 2 часа русского языка и математики в неделю, 3 часа физкультуры и 3 часа религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Остальные предметы и дополнительные часы, некоторые родители со ссылкой на директора одной из школ Южного округа Москвы, будут платными. Так, за полноценный язык родителям придется заплатить 1000 рублей в месяц, за остальные предметы — по 500. Всего же полноценное обучение среднего столичного школьника может обойтись его родителям в 5-6 тысяч рублей в месяц.
В то же время сторонники принятого закона заверяют, что все бесплатные услуги будут сохранены, а утверждения об обратном являются беспочвенными.
Глава правительства Владимир Путин заметил, что «после реформы бюджетные учреждения останутся муниципальными или государственными. При этом желающие взять на себя больше ответственности получат статус новых бюджетных учреждений, а для казенных организаций сохранится возможность и далее работать по смете».
По словам Путина, для бюджетных учреждений будет установлено государственное задание с указанием объемов и требований к качеству оказываемых услуг. «Такие услуги будут в полном объеме профинансированы за счет бюджета», — сказал премьер, подчеркнув недопустимость практики «вымогания» платы за услуги, которые уже оплачены государством.
По словам министра образования Андрея Фурсенко, закон «дает гораздо больше возможностей и для реализации нового качества образования, и, что еще важнее, для контроля за тем, каков результат будет от расходования бюджетных средств».
Как отмечает Первый замсекретаря президиума Генсовета «Единой России» Андрей Исаев, «уже сейчас есть спекуляции, уже сейчас есть попытки оппозиции утвердить мнение в обществе, якобы этот закон означает переход к платному образованию и здравоохранению. Это пропагандируют мошенники, которые навязают услуги, которые по закону должны оказываться бесплатно соответствующие учреждения».
Ситуацию с платными услугами в образовательных учреждениях — школах, вузах, детских садах — прокомментировал замминистра образования Владимир Миклушевский. Он напомнил, что «бесплатное общее, начальное, среднее и высшее образование закреплено в Конституции РФ. А финансирование государством этой бюджетной сферы за 10 лет с 2000 года выросло в 3-5 раз. Кроме того, министерство образования давно разработало, закрепило и зарегистрировало в Минюсте образовательные госстандарты, обеспечивающие бесплатное образование в России. И если вдруг какая-то школа перестает преподавать какие-то обязательные предметы бесплатно, у нее просто приостанавливается лицензия», — заявил Миклушевский.
9. Запущен механизм реформирования МВД
Наряду с идущей реформой вооруженных сил, началась реформа МВД. Реформа обусловлена тем, что существующая структура милиции, организация ее деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение органов МВД не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации.
24 декабря 2009г. президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о проведении милицейской реформы. Согласно документу, до 1 января 2012 года численность сотрудников органов внутренних дел должна быть сокращена на 20%, будет пересмотрен порядок отбора кандидатов для службы в органах, а также разработан комплекс антикоррупционных мероприятий в системе Министерства внутренних дел. Также правительству поручено предложить изменения в законы, касающиеся структуры МВД, чтобы освободить милицию от несвойственных ей функций. В феврале 2010г. на ведомственной коллегии президент РФ заявил о необходимости сократить число работников центрального аппарата с 20 до 10 тыс. человек.
«Необходимость такой реформы назрела давно, но поводом для ее начала, в том числе, стали получившие значительный общественный резонанс, негативно сказавшиеся на авторитете органов внутренних дел события и преступления. Все это свидетельствует о нарушениях в организации как работы самого министерства, так и в осуществлении надзора за ее деятельностью со стороны органов прокуратуры», — сказал Д.Медведев.
В апреле 2010 года министр внутренних дел Рашид Нургалиев предложил, во-первых, сократить количество департаментов самого министерства, во-вторых, исключить из деятельности органов дублирующие, избыточные и несвойственные милиции функции, в-третьих, увеличить бюджетные ассигнования, направляемые на дополнительное денежное стимулирование сотрудников. В том числе такие премии должны появиться за счет средств, высвобождаемых в результате сокращений. В-четвертых, обязать каждого милиционера ежегодно предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своей семьи. Кроме того, активизировать комплекс антикоррупционных мероприятий в системе МВД и ввести уголовную ответственность милиционерам за невыполнение приказов начальства. Нургалиев сообщил, что зарплата рядовых милиционеров скоро вырастет до 35 тыс. рублей, а министерство поможет трудоустроиться тем, кто будет уволен в рамках реформы, и станет работать над тем, чтобы все сотрудники были обеспечены жильем.
Свои предложения по реформированию структур МВД вносили политические деятели и общественные организации.
Так, Сергей Миронов внес следующие предложения: преобразовать милицию в федеральную полицию; законодательно установить право создания на местном уровне муниципальной милиции, руководство которой будет избираться населением, и отчитываться перед ним; создать единую вертикаль общероссийской структуры ГИБДД; ликвидировать подчиненность ее региональных подразделений милиции общественной безопасности, а по сути — губернаторам.
Форум сотрудников милиции разработал свое видение реформы: ввести трехзвенную систему управления ОВД: МВД России на федеральном уровне; МВД, ГУВД, УВД на уровне субъектов России, ЛУВДТ и третье звено ОВД на муниципальном уровне; отказаться от создания новых, узконаправленных государственных органов, таких, как Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; восстановить подразделения по борьбе с организованными преступными группами.
В свою очередь, Общественная палата предлагает: поделить милицию на федеральную полицию (пять департаментов — административный, собственной безопасности, уголовный розыск, защиты свидетелей и аналитический центр) и муниципальную милицию (структуры профилактической работы, дежурной части, участковых уполномоченных, госинспекции по безопасности дорожного движения); исключить такие функции милиции, как медвытрезвители, приемники для бомжей, экспертно-криминалистические центры МВД, надзор в сфере миграции, психологическая служба, вневедомственная охрана и охрана дипломатических представительств, лицензирование ЧОП и защита прав потребителей; выделить деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН) как самостоятельную и независимую от руководства подразделений муниципальной милиции; предлагается развивать негосударственные формы охраны общественного порядка. Милиции необходимо лишь поддерживать их и содействовать им.
На сегодняшний день реформирование армии и милиции идет полным ходом. Следует отметить, что по плану обе реформы должны завершиться к 2012 году.
10. Разрешен газовый конфликт между Россией и Белоруссией
25 июня 2010 года был исчерпан один из самых сложных внешнеэкономических вопросов уходящего политического сезона — так называемый «газовый конфликт» между Россией и Белоруссией. В конфликт двух крупных компаний — «Газпрома» и «Белтрансгаза» — пришлось вмешаться первым лицам обоих государств. Тем самым проблема приобрела и политический характер.
Фактически в июне 2010 года повторилась ситуация трехлетней давности. Тогда Россия и Белоруссия долго не могли согласовать цены на транзит и поставку топлива, в результате чего газ в Белоруссии должны были отключить 1 января 2007 года. Однако за несколько минут до Нового Года переговорщики достигли согласия, о чем россиянам сообщили бегущей строкой во время обращения Президента.
История вопроса :
- 17 июня 2010 года в ходе Петербургского международного экономического форума глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что с 21 июня 2010 года этот российский газовый холдинг может сократить поставки газа в Белоруссию на 85 процентов. Причиной таких ограничений стало невыполнение главной газовой компанией Белоруссии «Белтрансгазом» обязательств по контракту. Контрактная стоимость газа для Белоруссии составила 169 долларов за 1000 кубометров, в то время, как Белоруссия в одностороннем порядке рассчитала стоимость газа по 150 долларов за 1000 кубометров. В это связи к 1 мая возникла задолженность в 192 миллиона долларов.
«Учитывая стоимость уже поставленного в июне газа и величину долга — 192 миллиона долларов, определено, что ограничение составит 85% от планового объема поставок газа в Белоруссию. Оставшиеся 15% позволят Белоруссии поддерживать газотранспортную систему в рабочем состоянии до полной компенсации накопившейся задолженности», — сказал Алексей Миллер.
- 21 июня 2010 года в ходе рабочей встречи с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером Президент России Дмитрий Медведев предложил ему доложить, «как идет работа по переговорам с Белоруссией в отношении долга за поставки газа и каковы результаты этих переговоров».
По словам Миллера, переговоры с представителями белорусской стороны завершились предложением «оплату произвести машинами, оборудованием и разными другими товарами». Таким образом, констатировал он, переговоры завершились ничем.
Дмитрий Медведев заявил, что «Газпром» ничем не может принимать оплату за долг — «ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей». Президент поручил Алексею Миллеру действовать в соответствии с условиями контракта, «сохраняя взаимодействие с белорусскими партнерами и побуждая их к исполнению договора и в соответствии с теми правилами, которые существуют у «Газпрома» с иными контрагентами».
В тот же день объемы поставок газа в Белоруссию были сокращены на 15 процентов.
- 22 июня 2010 года «Газпром» сократил объем поставок газа в Белоруссию на 30 процентов. Одновременно Президент Белоруссии Александр Лукашенко дал указание перекрыть транзит газа, пока «Газпром» его не оплатит.
«Пока не заплатят нам деньги за полгода, транзит газа не пойдет», — сказал Лукашенко на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. «Газпром» должен нам 260 миллионов долларов, это вместе с транзитом в мае», — заявил белорусский президент.
Вместе с тем, за день до этого первый замглавы Минэнерго Белоруссии Эдуард Товпенец заявлял, что долг «Газпрома» за транзит составляет 210 миллионов долларов.
Стоит отметить, что ЕС предпочел не вмешиваться в конфликт двух государств. Председатель Европарламента Ежи Бузек заявил, что «это дело России и Белоруссии или России и Украины. ЕС, конечно, не будет принимать непосредственное участие в разрешении этого конфликта».
- 23 июня 2010 года «Газпром» довел ограничения поставок газа в Белоруссию до 60 процентов. Отбор газа начала производить и Белоруссия. В результате Литва и Калининградская область стали недополучать около 30 процентов природного газа.
Уже вечером 23 июня Белоруссия гасит значительную часть долга перед «Газпромом».
«В 16.00 (17.00 мск) мы, позаимствовав 200 миллионов долларов, 187 из них направили на покрытие долга», — сказал первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Он признал, что Белоруссия действительно оплачивала российский газ по цене 150 долларов за тысячу кубометров в надежде получить понижающий коэффициент.
Позже выяснилось, что деньги на погашение долга перед «Газпромом» Белоруссии одолжил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
«Я обратился к Ильхаму Алиеву, и он мне в течение суток, даже меньше суток, одолжил 200 миллионов долларов, из которых 187 миллионов мы заплатили «Газпрому», — сказал Лукашенко в интервью «Евроньюс».
- 24 июня 2010 года поставки газа в Белоруссию полностью восстановились. «Сегодня белорусская сторона оплатила задолженность за поставку российского газа, которая накопилась с начала 2010 года. Я доложил об этом президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву. С 10 утра московского времени «Газпром» в полном объеме возобновил поставки газа в Белоруссию», — заявил глава «Газпрома».
- 25 июня 2010 года конфликт между Москвой и Минском был окончательно исчерпан.
Утром Лукашенко настоял на том, что «Газпром» недоплатил за транзит газа и пригрозил приостановкой. По расчетам белорусской стороны, «Газпром» должен был 260 миллионов долларов, а не 28 миллионов долларов, которые «Газпром» выплатил ранее. «Белтрансгаз» настоял на том, что ставка за транзит газа сейчас составила 1,88 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 километров.
Днем ранее официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что газовый холдинг перечислил в Белоруссию 228 миллионов долларов из расчета 1 доллар 45 центов (за прокачку тысячи кубометров на 100 километров).
ПОДРОБНО: КЛЮЧЕВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
(ОСЕНЬ 2009 — ЛЕТО 2010)
1.Официальной идеологией Партии стал российский консерватизм
«Единая Россия» прошла долгий путь в разработке собственной идеологии. Изначально Партия создавалась на базе нескольких политических сил, каждая из которых имела собственное видение идеологических задач, кроме того, когда Партия пришла к власти, первостепенной задачей было решение существующих проблем административного характера.
21 ноября 2009г. в Санкт-Петербурге, на XI Съезде Партии, была названа официальная идеология — российский консерватизм.
Председатель Высшего совета Партии Борис Грызлов заявил:
«Мы, определяя нашу идеологию, как «российский консерватизм», имеем в виду то, что мы, безусловно, должны сохранять исторические традиции, которыми богата Россия, мы должны выявить все лучшее, что у нас было за обозримый период времени и развиваться, но не какими-то радикальными путями, которые предлагают другие партии Это идеология создания нового и сохранения лучшего. В ее основе — сохранение и развитие России как единого сильного государства, сохранение истории, культуры, традиций нашей страны. Считаю особенно важным, что наша идеология не списана с зарубежных образцов, а разработана в практической работе, исходя из реальных интересов России».
2. Публичные дебаты признаны обязательным инструментом предвыборной борьбы
Решение Партии о налаживании межпартийного диалога было одобрено Владимиром Путиным, который отметил, что «нужно модернизировать партию, делать её более гибкой, более открытой, нужно научиться побеждать, всем нам, кстати, нужно научиться побеждать, в открытой борьбе». На XI Съезде Партии было принято решение об обязательном участии членов партии в дебатах, что позволит выявить наиболее сильных и лучше подготовленных кандидатов на выборах.
«Дебаты дают возможность рассказать о наших делах, убеждениях, идеях. Для нас крайне важно, чтобы Партия была более открытой», — заявил Секретарь Президиума Генсовета «Единой России» Вячеслав Володин.
3. Введен инструмент праймериз как механизм внутрипартийной демократии
«Единая Россия» стала первой партией, которая предложила использовать механизм внутрипартийных праймериз. На XI Съезде в Устав Партии внесено положение, закрепляющее обязательное проведение предварительного партийного голосования (праймериз).
Руководитель ЦИК Партии «Единая Россия» Андрей Воробьев отметил: «Партия «Единая Россия» была первой и, по сути, остается единственной политической силой в стране, которая внедряет механизм внутрипартийных праймериз. Сегодня в нашем Уставе есть норма, которая распространяет его и на региональные, и на муниципальные выборы. Предварительное голосование позволяет сделать систему более демократичной, открытой, прозрачной, избежать кулуарных выдвижений. Люди изначально понимают, за кого они голосуют, какую программу поддерживают. Разумеется, что все это способствует и чистоте выборов в целом».
«Проведение праймериз позволит создать здоровую внутрипартийную конкуренцию и оптимизировать выбор кандидатов» — подчеркивает Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Владимир Пехтин.
«Благодаря принятию этой нормы «партия существенно модернизируется, становится более конкурентоспособной», — заключает Секретарь Президиума Генсовета «Единой России» Вячеслав Володин.
4. Законодательно определены правила игры на продовольственном рынке
Продовольственная безопасность — это, прежде всего, доступность продуктов для граждан. Доступность как физическая, так и экономическая, то есть ценовая. «Единая Россия» выступила инициатором разработки и принятия закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», подчеркнув тем самым заинтересованность в динамичном развитии отечественного рынка. Данный закон должен способствовать стимулированию внутреннего спроса, а значит, повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Ключевыми пунктами документа стали ограничение сроков возврата денег за поставленный товар, ограничение доли торговой компании на рынке, ограничение размеров так называемых бонусов, которые поставщики уплачивают торговцам, появление у государства права регулировать цены в случае их экстраординарного роста.
С 1 февраля 2010 г. данный Закон вступил в силу. Эксперты отмечают, что принятие этого документа — один из первых, очень мучительных, но и очень важных шагов государства и бизнеса к установлению выгодных для всего общества правил игры на агро-продовольственных рынках.
Председатель Высшего совета Партии, председатель Госдумы РФ Борис Грызлов отметил:
«Законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» призван обеспечить создание новых механизмов регулирования торговли, способствовать развитию честной конкуренции и формированию адекватных, экономически обоснованных цен на товары. Его принятие, напомню, является одним из приоритетов законодательной работы Государственной Думы в период осенней сессии. Наши предложения призваны защитить интересы наиболее уязвимых групп граждан, оградить их от попыток социально безответственных производителей и продавцов нажиться за их счет».
«Без преувеличения можно сказать, что это огромная победа здравого смысла, торжество справедливости. Ведь через закон мы устанавливаем равные, конкурентные условия для сельхозпроизводителей и переработчиков, даем им надежную защиту от диктата торговых сетей, а также предотвращаем рост цен. Политика «Единой России», президента страны Дмитрия Медведева, правительства России и государства в целом, направлена на развитие собственного отечественного производства, на создание максимально выгодных условий для работы региональных производителей, на потребление жителями качественной продукции. Законопроект о торговле — это наша большая победа. Фракции КПРФ и ЛДПР проголосовали против закона, в очередной раз предав интересы наших граждан, крестьян и производителей отечественных продуктов питания» — заявила член Президиума Генсовета «Единой России», депутат Госдумы Ирина Яровая.
«Законодательные новации в законе о торговле закладывают основу равноправного и открытого сотрудничества между всеми участниками продовольственного рынка» — заявил председатель Правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко — «Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» получился более сбалансированным, чем ожидалось. Мы благодарны «Единой России» за то, что она взяла на себя инициативу и довела дело до конца. При правильном внедрении и активном общественном участии в случае перекосов, закон окажет положительный эффект на всех участников рынка».
5. Создан эффективный механизм вовлечения кадрового резерва в решение задач развития страны
Представители Президентской сотни, а также лауреаты проекта «Единой России» «Кадровый резерв — профессиональная команда страны» приняли участие в организованном Партией Первом Всероссийском форуме глобального развития «5+5» 28 января 2010 года в Москве. На форуме обсуждались способы реализации инициатив Дмитрия Медведева по формированию в России «экономики благосостояния», а название «5+5» означало озвученную главой государства концепцию «Пяти И» и 5 направлений модернизации и технологического обновления, озвученных Д.Медведевым в послании Федеральному Собранию в 2009 году.
По словам одного из организаторов форума, председателя совета директоров коммуникационной группы «Пресс-холл», Михаила Дворковича, выработанные в ходе первого форума предложения были направлены Президенту России, и ряд из них сейчас уже реализуется.
«Сегодня мы говорим о том, как достичь целей, как перевести экономику из сырьевой в конкурентоспособную экономику инноваций. Новый импульс для обсуждения этой темы дал Президент. Мы видим, что в названии Форума присутствуют две ключевые цифры — 5+5. Первые пять — это основные приоритетные направления: институты, инновации, инвестиции, интеллект и инфраструктура. Вторые пять — сферы, которые в первую очередь затронут изменения: энергетика, медицина, информационные технологии, космос и телекоммуникации. …Мы можем с уверенностью сказать, что сегодня здесь присутствует кадровый резерв страны. С этими людьми более года ведется работа, более 250 из них уже получили новый статус. Четверо стали главами регионов — Мурманской, Псковской, Волгоградской областей и республики Коми. Мы ждем от работы секций конкретных предложений, наиболее интересные из которых лягут в основу конкретных проектов», — сказал председатель Высшего совета Партии Борис Грызлов.
По инициативе Бориса Грызлова в течение года будут проведены тематические форумы «5+5» в федеральных округах. Первый такой форум под названием «5+5: Инновации. Приволжская инициатива» состоялся 23 июня в Казани. До конца года запланировано проведение форумов еще в четырех федеральных округах.
6. «Единая Россия» стала инициатором построения межпартийного диалога
В ноябре 2009г. Президент РФ Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию наметил основные векторы развития партийной системы и партийного законодательства страны, он подчеркнул, что политические партии сегодня располагают развитой организационной структурой, кадровым и интеллектуальным потенциалом. В то же время указал на проблемы в организации выборов, низкий уровень политической культуры, дефицит глубоко проработанных альтернативных предложений по конкретным вопросам социально-экономического развития. В результате был предложен ряд новшеств, касающихся повышения межпартийного взаимодействия и изменения партийного законодательства.
«Единая Россия» первой проявила инициативу в подписании межпартийного политического соглашения, 8 февраля 2010г. заключив соглашение о сотрудничестве с партией «Справедливая Россия». В документе заявляется о намерении создать коалицию двух партий при решении важнейших для страны проблем. «Политическое соглашение между «Единой Россией» и «Справедливой Россией» — шаг к дальнейшему развитию и укреплению политической системы страны» — заявил Секретарь Президиума Генсовета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин. «Президент говорит о развитии политической системы. «Единая Россия», как партия единомышленников президента, делает все, чтобы политическая система была открытой, конкурентоспособной и эффективной. Мы подписали политическое соглашение со «Справедливой Россией» и считаем, что это правильный шаг к дальнейшему развитию политической системы страны. Подписав соглашение со «Справедливой Россией», мы закладываем систему политической культуры и практики принятия политических решений на будущее. Чтобы через какой-то цикл выборов не было потрясений, чтобы наша политическая система развивалась и совершенствовалась. Так что подписанное нами соглашение — это пример другим партиям, которым пока не удалось договориться», — отметил В. Володин.
Развивая инициативу Президента, «Единая Россия» весной 2010г. содействовала принятию закона о порядке определения численности депутатов в региональных парламентах. Данный документ предусматривает, что число парламентариев будет пропорционально численности избирателей в регионе. Также при поддержке «Единой России» был принят закон, расширяющий права «малых» парламентских партий при работе в законодательных собраниях в регионах. В соответствии с законом, фракцией считается даже один депутат, если по итогам распределения депутатских мандатов из всего списка кандидатов мандат получил только он один.
7. Партия взяла под контроль тарифную политику естественных монополий
В начале 2010г. через общественные приемные Председателя Партии Владимира Путина поступило множество обращений граждан по вопросам неоправданного роста тарифов ЖКХ, цен на бензин, на билеты и т.д. В связи с этим, марте 2010г. Председатель Государственной Думы Б.Грызлов заявил о решении создать специальную комиссию, которая проверит обоснованность роста тарифов на услуги ЖКХ. Комиссия была создана и за несколько месяцев добилась снижения завышенных тарифов в Самаре, Петропавловске-Камчатском, Архангельске и других регионах России.
Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Владимир Пехтин замечает:
«Негативная ситуация, сложившаяся в сфере ЖКХ, должна решаться комплексно. Мы получаем множество жалоб через общественные приемные Председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина на те или иные проблемы в сфере ЖКХ. Естественно, они не остаются без внимания».
Затем, в мае 2010г., по инициативе «Единой России», была создана комиссия по законодательному обеспечению деятельности естественных монополий, госкорпораций и коммерческих организаций с госучастием. Целью комиссии является повышение эффективности компаний, получающих в свое распоряжение значительные бюджетные средства и зачастую расходующих их не по назначению.
Основной задачей комиссии является подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ, которое регулирует деятельность субъектов естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием, а также по совершенствованию порядка определения цен и тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий.
Комиссия также будет вправе анализировать затраты, определяющие цены и тарифы субъектов естественных монополий и коммерческих организаций с государственным участием, расходы этих организаций и то, как они соблюдают конкурсные процедуры закупок.
8. Создан институт взаимодействия с интернет-сообществом
На сегодняшний день, основными характерными особенностями сети Интернет как политического коммуникативного пространства являются: интерактивность, позволяющая обеспечить постоянный общественно-политический диспут с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между властью и гражданами; целенаправленность, дающая возможность контактировать с определенными целевыми группами, оперативность, т.е. возможность представлять информацию в любое время суток; экстерриториальность, под которой подразумевается доступность любому пользователю, независимо от того, где он находится; мультимедийность, под которой понимается представление различных по своей природе форматов информации на одном интернет-ресурсе. С учетом этих преимущественных особенностей интернет-пространства, Партия активно занимается развитием интернета в России и запускает собственные интернет-проекты.
«Единая Россия» продолжает проектную работу и в этой сфере. В мае 2010 года дан стар проекту «Развитие Рунета», утвержденному Президиумом Генерального совета Партии. «У проекта «Развитие Рунета» есть три основных составляющих. Первая составляющая — диалог Партии с интернет-сообществом, с интернет-отраслью. Который, в том числе, предполагает обсуждение законопроектов и законодательных инициатив. Вторая составляющая — содействие преодолению информационного неравенства. Как мы знаем, в различных регионах России соотношение цены и качества интернета неприемлемо. В тех регионах, которые нужно обеспечить высокоскоростным интернетом, сегодня, к сожалению, доступ не самый лучший. Мы будем это исправлять, — говорит Руководитель проекта, депутат Государственной Думы Роберт Шлегель — Организация взаимодействия партии и общества, развитие институтов интернет-приемных — третья составляющая проекта. Определенный опыт в этой сфере уже накоплен, и мы будем пробовать использовать его в рамках партийной работы».
«На недавней встрече с активом «Единой России» Президент прямо дал понять приоритетность работы в блогах, социальных сетях, сказав, что потеря инициативы там чревата ее потерей для партии и в офф-лайне», — говорит председатель политсовета «Молодой Гвардии Единой России», сенатор Руслан Гаттаров — Партия этого допустить не может, поэтому на заседании Президиума Генсовета «Единой России» было утверждено положение об Общественном совете «Блогосфера», который займется выстраиванием работы в этом направлении».
Изначально планировалось, что Общественный совет «Блогосфера» будет самостоятельным. Однако в июле 2010 года по решению Президиума Генсовета «Единой России» Общественный совет стал структурным подразделением проекта «Развитие Рунета».
9. Запущен механизм выработки стратегии социально-экономического развития регионов
В 2010г. «Единая Россия» ввела новый формат работы — межрегиональные партийные конференции, посвященные развитию промышленно-инновационного, социокультурного и интеллектуального потенциала регионов страны.
«Формат межрегиональной партийной конференции мы используем впервые, — заявил руководитель ЦИК партии «Единая Россия» Андрей Воробьев. — Цель конференции — выявить ключевые направления развития территорий и в течение следующих двух лет эти программы реализовать, для того чтобы качество жизни в регионах улучшилось. Многие проекты уже предусмотрены в региональных и федеральных программах, но наша задача выявить эти программы и обеспечить контроль над их выполнением».
Межрегиональная конференция — это открытая дискуссионная площадка, позволяющая эффективно взаимодействовать сразу нескольким регионам, совместно с представителями федерального центра выявлять первоочередные потребности и мобилизовать необходимые ресурсы для их реализации. В преддверии межрегиональной конференции готовятся региональные конференции в каждом из субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ.
Всего «Единая Россия» запланировала восемь межрегиональных конференций, посвященных развитию промышленно-инновационного, социокультурного и интеллектуального потенциала регионов страны, две из которых уже успешно проведены. Первая конференция на тему «Сибирь — развитие промышленно-инновационного, социокультурного и интеллектуального потенциала» прошла 29-30 марта в Красноярске и была продолжена 9 апреля в Новосибирске. Вторая межрегиональная конференция на тему «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы» прошла в Кабардино-Балкарии 5-6 июля.
25 июля 2010г. лидер «Единой России», председатель Правительства РФ Владимир Путин отметил эффективность работы Партии:
«Сейчас, как вы знаете, мы практически ежеквартально, проводим партийные конференции и будем это делать по всем федеральным округам. Это как бы мини-съезды партии. Тот статус, в котором я сегодня нахожусь в рамках «Единой России», никак не ограничивает моих возможностей по влиянию на то, что партия делает, никак не ограничивает партийного влияния на решения Правительства, потому что мы установили очень плотные контакты, особенно в условиях подготовки ближайшего трехлетнего бюджета — на 2011 год и на последующее 2012-2013 годы. Это очень профессиональная, очень жесткая и очень нервная работа по распределению ресурсов между различными отраслями. И, конечно, мы не можем это делать в отрыве от депутатов ведущей партии, ведущей фракции в Государственной Думе — "Единой России"».
10. Развивается сотрудничество с партиями других стран
«Единая Россия», как консервативная партия, стремится сотрудничать с зарубежными центристскими и правоцентристскими партиями. Однако, как заявил заместитель секретаря Президиума Генерального совета Партии, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, «проблемы, которыми мы занимаемся, столь объемны и специфичны, что решать их надо всем политическим спектром».
Реализуя данный принцип, по итогам международного форума «Социальная ответственность партий в период кризиса», проходившего в Санкт-Петербурге накануне XI съезда Партии, «Единая Россия» подписала договоры о межпартийном сотрудничестве с партиями Латвии, Перу, Турции и Вьетнама. Затем, в феврале 2010 г. было подписано Межпартийное соглашение о сотрудничестве с грузинской партией «За справедливую Грузию».
Таким образом, на сегодняшний день у «Единой России» в общей сложности действует около трех десятков договоров и соглашений с зарубежными партиями. Эти договоры предусматривают, что межпартийные контакты переводятся на регулярную основу. Кроме того, в их рамках прописана организация разного рода форумов тематического характера: таких, как состоявшееся в марте 2010 года в Москве второе заседание так называемого Диалога высокого уровня между «Единой Россией» и Коммунистической партией Китая. Его провели председатель Высшего совета Партии Борис Грызлов и член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, заместитель председателя КНР Си Цзиньпин. В этой связи Председатель Высшего совета партии «Единая Россия», председатель Госдумы Борис Грызлов, в частности, заявил:
«Сотрудничество партии «Единая Россия» и Коммунистической партии Китая, являющейся правящей партией, позволяет нам эффективно задействовать партийный ресурс в реализации многих масштабных проектов взаимодействия между нашими странами и народами в экономической, научной и культурной областях».
ПОДРОБНО: КЛЮЧЕВЫЕ «ЛЯПЫ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ
(ОСЕНЬ 2009 — ЛЕТО 2010)
1. Парламентская оппозиция устроила «демарш» в Государственной Думе
14 октября 2009 года представители так называемой парламентской оппозиции — фракций КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР — покинули зал заседаний Государственной Думы ФС РФ в знак протеста против результатов выборов 11 октября 2009 года. По мнению представителей трех думских фракций, «Единая Россия» добилась победы в значительной части выборных регионов за счет фальсификаций.
Несмотря на весьма значительный набор инструментов как для контроля деятельности избирательных комиссий, так и для опротестования результатов выборов в случае выявления фактов нарушений в ходе голосования, оппозиционеры предпочли массовый протест законным способам разрешения конфликта. Такая тактика, вероятно, обусловлена отсутствием задокументированных в соответствии с законом фактов достаточно серьезных нарушений, которые могли бы стать основой для признания результатов недействительными, а выборы несостоявшимися.
«Выборы прошли. И если есть замечания, их необходимо передавать в избирательные комиссии и в суд, чтобы там обсудить вопросы, связанные с нарушениями», — заявил секретарь Президиума Генерального совета «Единой России» Вячеслав Володин, комментируя произошедшее.
Данная акция, по мнению экспертов, могла стать причиной социального взрыва, напрямую не связанного с выборами как таковыми. Кроме того, оппозиионно настроенные граждане могли бы увидеть в этих действиях сигнал о полной недееспособности всех ветвей власти и призыв к решению вопросов «на улицах».
Некоторые эксперты также расценили факт проведения такой акции как слабость политической системы, которая также подрывает имидж России на международной арене.
2. Несистемная оппозиция выработала «Стратегию-31»
Главным делом представителей так называемой несистемной оппозиции в ушедшем политическом сезоне стала «Стратегия-31». Это «гражданское общественное движение» начиналось в конце политического сезона 2008-2009 гг. как бессрочная серия митингов в Москве. Организаторы акций — лидер «Другой России» Эдуард Лимонов, а также присоединившиеся к нему председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева и член исполкома «Левого фронта» Константин Косякин, — стали требовать разрешения на право проведения 31 числа каждого нечетного месяца митинга на Триумфальной площади в Москве. Тем самым «несогласные» выступили якобы в защиту 31-й статьи Конституции.
Позднее из бессрочной серии митингов «Стратегия-31» переросла в общественное движение, которое охватило несколько регионов России.
Таким образом, главным делом «несогласных» фактически является борьба за право проведения митингов протестных акций. При этом, сами митинги и шествия, как правило, собирают незначительное количество участников и заканчиваются потасовками с ОМОНом непосредственно перед объективами телекамер.
3. Министр обороны взял курс на «настоящую гуманизацию армии»
22 апреля 2010 года министр обороны А. Сердюков провел встречу с представителями общественных организаций, на которой обозначил курс на «настоящую гуманизацию армии». В частности, планируется, что уборкой воинских частей и приготовление еды для солдат займутся гражданские коммерческие структуры, у солдат будет 5-дневная трудовая неделя с двумя выходными днями.
«Мы хотим создать такой режим работы, при котором пять дней в неделю солдат бы занимался физической подготовкой, боевой учебой, осваивал оружие и технику. А суббота и воскресенье были бы для него выходными днями, чтобы он имел право в гражданской одежде пойти в увольнение»,— сказал министр.
По мнению военных экспертов, подобная «либерализация» может повлечь негативные результаты. Во-первых, если воинской части по тревоге необходимо будет передислоцироваться, то гражданские не последуют за ней. Во-вторых, тендеры на уборку частей приведут к значительному повышению коррупции в рядах Вооруженных Сил.
4. Глава МВД разрешил гражданам оказывать сопротивление своим подчиненным
26 ноября 2009 года министр внутренних дел Рашид Нургалиев вполне официально разрешил оказывать сопротивление собственным сотрудникам.
На встрече с курсантами московского университета МВД РФ на базе ОМОН «Зубр» в Подмосковье один из воспитанников столичной спортшколы «Самбо-70» задал министру вопрос: «Сейчас много случаев, когда милиционеры нападают на граждан, можно ли лишить милиционеров права на неприкосновенность?». Рашид Нургалиев переспросил: «Я так понимаю, что ты спрашиваешь, может ли гражданин дать сдачи, когда на него напал милиционер?». И сразу ответил: «Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает — то, да. Если это нападение, то должна быть самооборона».
Этому заявлению предшествовали несколько преступлений, совершенных милиционерами. Самым громким из них можно назвать дело бывшего главы ОВД «Царицыно» майора Евсюкова, который в ночь на 27 апреля 2009 года открыл стрельбу в супермаркете «Остров».
Вместе с тем, такое разрешение противоречит не только принципу разделения властей, но и законодательству. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) только за неповиновение сотруднику милиции можно получить до 15 суток. А уголовный кодекс (УК) РФ предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы, либо пожизненное заключение, либо смертную казнь за посягательство на жизнь милиционера . Последние, к слову, согласно Закону о милиции находятся при исполнении круглые сутки.
5. Критериями членства в движении «Наши» названы «ярость» и «взбешенность» тем, что происходит вокруг
«Ярость» и «взбешенность» тем, что происходит вокруг, являются одним из критериев членства в молодежном движении «Наши». Такое мнение высказал экс-руководитель организации, а ныне глава Федерального агентства по делам молодежи Василий Якеменко, выступая 15 апреля 2010 года на V федеральном съезде движения.
«В движении «Наши» собираются люди, которых бесит то, что происходит вокруг. Люди, холодная ярость которых приводит иногда к международным скандалам. Иногда эта ярость приводит к десяти годам стабильного развития страны», — сказал Якеменко.
«Я хотел бы сказать, что эта ярость, категорическое несогласие с тем, как обстоят дела вокруг тебя, достаточная квалификация, чтобы изменить ситуацию к лучшему, — это те качества, без которых ни вы не поможете движению, ни движение не поможет вам», — сказал он.
При этом главным отличием «Наших» от других радикально настроенных молодежных организаций является приверженность политическому курсу Медведева и Путина, изложенному в манифесте движения.
Якеменко добавил, что кто-то из активистов движения может быть исключен из университета, кому-то могут запретить въезд в десятки стран — но кто-то получит государственные награды и внесет свой вклад в решение насущных проблем России.
Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах
Скачать в формате PDF