Финансовый кризис и экономические ориентиры России

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

 

Современное глобальное экономическое развитие определяется сочетанием двух противоречивых тенденций: подчинения мировой экономики интересам международной финансовой системы, с одной стороны, и конкуренции национальных экономических систем — с другой. Эти тенденции переплетаются, создавая в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов.

 

В каждой отдельно взятой стране экономическая модель формируется относительно длительное время и сопровождается определенной борьбой за контроль над институтами государственной власти «между представителями транснационального и национального капитала, между мировой олигархией и национальной элитой».

 

«Существует, разумеется, немало примеров благоприятного действия либерализации внешней торговли, привязки национальных валют развивающихся стран к свободно конвертируемым иностранным валютам, правил согласования торговой политики в рамках Всемирной торговой организации, членами которой являются почти все страны. Однако это не отрицает, а лишь доказывает, что для обеспечения успешного и устойчивого развития любая страна должна поддерживать необходимый баланс национальных интересов и интересов транснационального капитала, формируя выгодные для своих товаропроизводителей и национальных деловых кругов правила функционирования внутреннего рынка ».

 

Наравне с теми выгодами, которые может принести глобальное экономическое сотрудничество каждому из участников, существует и риск возможных потерь, иногда несопоставимых с приобретаемыми выгодами.

 

Иллюстрацией подобного, может стать мировой финансовый кризис.

 

Ипотечный кризис в США, ставший одним из главных факторов обострения деструктивных процессов в глобальной экономической системе в настоящее время, начался еще в 2006 г. Главной его причиной стал рост невозвратов ипотечных кредитов неблагонадежными заемщиками. Как следствие, с течением времени, стала резко снижаться ликвидность банков. Кризис стал еще более заметен и начал приобретать международные масштабы весной 2007 г., когда котировки одной из крупнейших ипотечных компаний США — New Century Financial Corporation, резко снизились на Нью-Йоркской фондовой бирже, в связи с возможным банкротством компании.

 

События последующих нескольких месяцев продемонстрировали всю масштабность и системность кризисных явлений в США. Финансовые учреждения различных уровней поочередно заявляли о своем банкротстве. Летом кризис затронул инвестиционные фонды крупнейших финансовых компаний, вложившие средства в ипотечные облигации: Bear Stearns, Goldman Sachs, BNP Paribas. К середине сентября о своем банкротстве объявил инвестиционный банк Lehman Brothers, а американский инвестиционный банк Merrill Lynch был куплен Bank of America за 50 миллиардов долларов. Подобные события неминуемо сказались и на динамике развития фондовых рынков в различных странах мира падением котировок ценных бумаг, в том числе и в России.

 

На международных рынках стал намечаться кризис ликвидности. Вслед за банкротством крупнейших инвестиционных институтов США, произошедшим ранее и обусловленным мировым финансовым кризисом, угроза банкротства нависла над крупнейшими банками Германии Hypo Real Estate (HRE), Италии, Франции, а также отделениями банка Fortis, являющимися ключевыми в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге. Центробанки всего мира начали вливать в свои финансовые системы десятки и сотни миллиардов долларов.

 

Таким образом, глобальный характер финансово-экономической системы продемонстрировал реализацию принципа «домино». Последствия дестабилизации американской финансовой системы нашли свое отражение и в других странах, сформировав тем самым общемировую тенденцию.

 

В силу глобальности сложившейся финансовой архитектуры, к решению данной проблемы должны быть привлечены все заинтересованные в этом участники международных отношений, а все действия должны быть скоординированы. Подобное мнение не раз озвучивалось лидерами отдельных европейских стран. И в частности, Банк Канады, Банк Англии, Европейский Центральный банк, Федеральная резервная система (ФРС) США, Банк Японии и Швейцарский национальный банк объявили о скоординированных мерах для борьбы с финансовым кризисом. Они договорились поддержать финансовые рынки объединенными усилиями с помощью вливания денежных средств в банковскую систему. Вслед за ЕС, сумевшим объединить усилия по противодействию мировому финансовому кризису, страны-члены АСЕАН, Китая, Японии и Республики Корея намерены создать в первой половине 2009 года региональный валютный резерв в размере 80 млрд. долл.

 

О необходимости скорейшего реформирования сформировавшейся глобальной архитектуры экономических отношений на основе новых принципов было заявлено уже не раз в лице различных европейских лидеров: Г. Браун, Д. Медведев, Н. Саркози и президент Германии Х. Келер.

 

На негативном внешнем фоне, вызванном ухудшением конъюнктуры мировых фондовых рынков Россия, в силу достаточно большой вовлеченности в мировые экономические процессы, так же не осталась в стороне от проникновения кризисных явлений в экономическую сферу. В середине сентября произошло резкое падение котировок ценных бумаг на российском фондовом рынке, что вызвало определенную панику среди инвесторов и стремительный отток капитала из страны. Только спустя определенное время обозначенные тенденции стали объектом пристального внимания со стороны Правительства РФ.

 

ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

 

 

  1. выделено 50 млрд. долларов ВЭБу Правительством РФ в качестве меры по стабилизации финансовой системы;
  2. выделен дополнительно 1 трлн. руб. вдобавок к 50$ млрд., выделенных чуть ранее ВЭБу на рефинансирование зарубежных долгов банков и компаний;
  3. выделен субординированный кредит банкам на сумму до 950 млрд. рублей на срок не менее чем на 5 лет;
  4. использовано 175 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния (средства панируемых пенсионных выплат) на внутреннем рынке под управлением ВЭБа для поддержки стабильности российского фондового рынка;
  5. выделено дополнительно 200 млрд руб. в виде имущественного взноса в Агентство страхования вкладов;
  6. повышен уровень страхового возмещения (гарантии) по вкладам с 400 тыс. до 700 тыс. рублей;
  7. созданы оперативные рабочие группы при федеральных органах:

 

  • исполнительная власть

 

  1. Совет по развитию финансовых рынков при Президенте (возглавляет И. Шувалов);
  2. Рабочая группа при Правительстве РФ.

 

  • законодательная власть:

 

  1. создана рабочая группа при комитете ГД по экономической политике и предпринимательству;
  2. Президентом Д. Медведевым на международной конференции в Эвиане сформулированы 5 принципов выхода из финансового кризиса: «Во-первых, в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования»; «во-вторых, следует избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка приводит к образованию финансовых "мыльных пузырей", а ответственность публичных компаний перед акционерами размывается»; «в-третьих, нужно укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. И не должно быть иллюзий по поводу возможности бесконечного роста любого вида активов»; «в-четвертых, надо способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний»; «в-пятых — необходимо сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов».


РИТОРИКА ВЛАСТИ ПО ТЕМЕ КРИЗИСА (ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ)


Публичные заявления представителей высшего руководства власти следуют принципу «внесения спокойствия в массы», они являются доминирующими. Однако озвучиваются и более пессимистичные взгляды на проблематику.

 

Ключевыми категориями в высказываниях власти становятся: обеспечение устойчивости финансовой системы, минимизация последствий кризиса, наличие «подушки безопасности» (денежные средства бывшего Стабилизационного фонда), стабильность.

 

11-17 сентября

В.ПУТИН: «Бюджетной системой накоплен значительный запас прочности, который позволяет минимизировать негативные последствия нестабильности мирового рынка капиталов, колебаний цен на сырье» (ИА Интерфакс).
А.КУДРИН: «Но сегодня могу признать, что мы не обеспечили устойчивость макроэкономики» («Независимая газета»).

 

18-24 сентября
Д. МЕДВЕДЕВ: «У властей России на сегодняшний день достаточно ресурсов, чтобы обеспечить стабильность финансовой сферы. У нас достаточно резервов, чтобы не допустить потрясений» (РИА «Новости»).

 

2-8 октября
Д. МЕДВЕДЕВ: «Проблемы международной политики, кризис мировой финансовой системы требуют совместных безотлагательных действий…» (Маяк, «Новости»).
А. КЛЕПАЧ: «…Кризис в мировой экономике очень серьезный, и он только начинается». «Думаю, быстро все не завершится, это вопрос не года, а около трех лет» (Вести.ру).
В. ПУТИН: «В этой связи [расширения масштаба валютного кризиса] хотел бы отметить заинтересованность в дальнейшем углублении валютной интеграции, в том числе посредством создания валютного пула и расширения использования российского рубля во взаимных расчетах» (Маяк, «Новости»).

 

9-15 октября
Д. МЕДВЕДЕВ: «…Россия предлагает изменить глобальную финансовую архитектуру, пересмотреть роль действующих институтов и создать новые международные институты.

 

16-22 октября
В. ПУТИН: «…Наши дальнейшие меры будут направлены на укрепление банков, в том числе и частных, на поддержку непосредственно предприятий реального сектора» (www. goverment. ru).

 

23-29 октября
В. ПУТИН: «Наш выбор в другом -- это дальнейшее встраивание России в мировую экономику, она, конечно, меняется у нас на глазах и будет другой» («Время новостей»).
Т. ГОЛИКОВА: «Сейчас Роструд и Министерство готовят серию встреч с крупными работодателями и представителями отраслевых направлений, для того чтобы совместно выработать комплекс мер, направленный на реагирование на ситуацию на рынке труда» (www. government. ru).

 

30 октября — 4 ноября
Д. МЕДВЕДЕВ: «… реформирование международной финансовой системы — очень сложный вопрос, но который необходимо сегодня уже обсуждать, ставить в повестку дня» (www. kremlin. ru).
В. ПУТИН: «И самое главное: мы не для этого выделяем огромные государственные ресурсы. Повторю: российские государственные деньги должны работать в России, а любой ведомственный корпоративный экономический эгоизм должен жестко пресекаться» («Российская газета»).

 

Позиции партий

 

«Единая Россия»

 

– отсутствуют какие-либо предложения по разрешению кризисной ситуации;
– представители партии высказываются преимущественно в позитивном ключе, фактически идеализируя происходящее.

 

2-8 октября
Е. ФЕДОРОВ: «Надежность российской финансовой и банковской систем никто не должен ставить под сомнение. Россия не позволит втянуть себя в международный финансовый кризис» (РИА-Новости).
О. МОРОЗОВ: «Было бы абсурдным представить сегодня ситуацию, когда в мире, особенно в Америке, бушует финансовый кризис, а в России ничего бы не происходило». «Как известно, в 1998 году мы в России пережили дефолт…Ничего подобного сегодня в России не происходит» (www. edinros. ru).

 

9-15 октября
Т. ЯКОВЛЕВА: «В таких неблагоприятных рыночных условиях крайне нестабильным выглядит и банковский сектор. Для всех очевидно: если сейчас начнется паническая волна оттока средств частных лиц из банков, то эффекта "карточного домика" не миновать» (www. edinros. ru).

 

16-22 октября
Б. ГРЫЗЛОВ: «Ряд антикризисных мер уже принят, другие будут приняты в ближайшее время… Накопленные нами резервы позволяют проводить эффективные антикризисные решения… И сегодня в преодолении вызовов мы видим новые возможности для нашей страны. Прежде всего они связаны с инновационным вектором развития. На волне глобального кризиса Россия имеет шанс совершить технологический скачок, резко поднять производительность труда» (www. edinros. ru).
А. ИСАЕВ: «В свете кризиса предстоят непростые решения, которые придется разъяснять обществу… Мы как партия можем ошибаться, но готовы эти ошибки обсуждать и вырабатывать механизм их исправления» («Время новостей»).

 

23-29 октября
Б. ГРЫЗЛОВ: «Нам нужно Россию оградить от мирового финансового кризиса. Пока это удается, но естественно, все время есть необходимость принятия каких-то дополнительных мер» (1 канал, «Время»).

 

«Справедливая Россия»

 

– критикует действия Правительства;
– формулируют свои предложения по решению проблемы.

 

2-8 октября
О. ДМИТРИЕВА: «Кудрин должен прийти и рассказать о бушующем экономическом кризисе и как мы будем использовать деньги Стабилизационного фонда, и вообще сможем ли мы их вернуть. Но ему, видимо, нечего сказать» («Независимая газета»).

 

9-15 октября
С. МИРОНОВ: «...в России, обладающей мощным финансовым запасом, дефолт в принципе невозможен». Вместе с тем он призвал «не уповать излишне на то, что все будет хорошо, так как кризис системный и по предпосылкам можно считать его продолжительным и говорить, что мир ждут непростые времена» (www. spravedlivo. ru).
С. МИРОНОВ: «Наша финансовая система и экономика в целом обладают огромным запасом прочности, наработанным за годы непрерывного экономического роста. Настало время пустить в ход эти резервы» (www. spravedlivo. ru).
С. МИРОНОВ: «Кризис показал, например, что надежность размещения резервов за границей — фикция. Системные риски есть везде» (www. spravedlivo. ru).

 

16-22 октября
С. МИРОНОВ: «Насколько целесообразно вкладывать деньги в экономику других государств, кредитуя чужие экономики и рискуя потерять свои деньги, это вопрос» (www. spravedlivo. ru).
О. ДМИТРИЕВА: «Мы считаем, что принципиальным для предотвращения развертывания финансового кризиса являются: противодействие спаду экономики, сокращению рабочих мест и заработной платы. В связи с этим, мы считаем, что те меры, которые приняты, не смогли обеспечить экономику ликвидностью и деньгами» (www. spravedlivo. ru).
О. ДМИТРИЕВА: «Нужно аварийно снизить налоги, в том числе НДС до 10%» (РИА-Новости).
Г. ГУДКОВ: «…то, что предлагает Минфин, неэффективно. Минфин не остановит кризис. Мы считаем, что ответственность за тяжесть кризиса лежит на Министерстве финансов» (www. spravedlivo. ru).

 

23-29 октября
Н. ЛЕВИЧЕВ: «В этой связи перед Правительством и нашей партией, в частности, встает в полный рост проблема создания антикризисной рекрутинговой индустрии…Необходимо принять меры страхования от безработицы, пока она не стала влиять на внутриполитическую ситуацию в стране» (www. spravedlivo. ru).

 

30 октября - 4 ноября
С. МИРОНОВ: «… стабилизация банковской системы, ее насыщение доступными кредитными средствами — приоритетная задача Правительства» (по материалам сайта bankir.ru).
О. ДМИТРИЕВА: «Деньги [ЗВР] тратятся с огромной скоростью …Выделенные средства не дошли ни до реального сектора, ни до граждан. Деньги пошли на поддержку курса рубля и поддержку ликвидности банков. И принятые меры оказались крайне неэффективны» («Московский комсомолец»).


КПРФ

 

– резко критикует действия Правительства;
– пессимистично оценивают общемировые тенденции.

 

2-8 октября
Г. ЗЮГАНОВ: «За одну ночь они влили 1,5 трлн. руб. в банковскую систему, чтобы предотвратить коллапс. Эти деньги недодали пенсионерам, бюджетникам, не выдали в качестве кредитов национальному производителю, крестьянину, не вернули долги за прогоревшие вклады…» (kprf. ru).
О. КУЛИКОВ: «В качестве реакции на кризис растут процентные ставки по кредитам, что затрудняет развитие экономики. Неоднозначные последствия будет иметь планируемое повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда: в результате зарплаты опять начнут уходить в тень» (kprf. ru).
Б. КАШИН: «Здесь предлагается фактически дать ВЭБу возможность перекредитовывать заигравшихся, занявших на западе деньги, корпораций. Но фактически ведь похожая мера уже внедрена, когда ряду банков переданы средства для кредитования мелких банков. Что здесь меняется? Ничего, тот же самый механизм работать не будет» (kprf. ru).

 

9-15 октября
Г. ЗЮГАНОВ: «Причем средства эти [на поддержку финансовой системы страны] без всякого обсуждения в Думе направлены на поддержку коммерческих банков и спекулятивного финансового рынка. Это явное нарушение Конституции» (www. kprf. ru).
Г. ЗЮГАНОВ: «Наша позиция заключается в том, что правительство имеет возможность принимать и другие меры, а не только оказывать поддержку банкам» (www. kprf. ru).

 

16-22 октября
И. МЕЛЬНИКОВ: «Конечно, финансовый кризис в России есть. И уже есть наглядные подтверждения кризисного процесса. Это прежде всего начавшиеся массовые увольнения» («Парламентская газета»).

 

23-29 октября
О. КУЛИКОВ: «Похоже, что для российской власти характерен самообман, поскольку она явно недооценивает глубинный характер негативных процессов в социально-экономической сфере» (kprf. ru).
С. РЕШУЛЬСКИЙ сообщил, что в реальной жизни отдачи от мер, декларируемых правительством, не видно (kprf. ru).

 

30 октября - 4 ноября
Г. ЗЮГАНОВ: «…За последнюю неделю наши золотовалютные резервы сократились более чем на 30 млрд долларов, а впереди — еще более тяжелый год» (kprf. ru).

 

ЛДПР

 

А. СВИСТУНОВ: «Наша фракция ЛДПР поддерживает указанный законопроект [о выделении 50 млрд. долларов правительством РФ в качестве меры по стабилизации финансовой системы], считает его своевременным, очень важным и очень нужным». («Независимая газета»).

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ

 

Возможно обозначить некоторые потенциальные риски в социальном поле.

 

–  дефицит пенсионной системы.
Решением Правительства часть Фонда национального благосостояния (ресурс планировалось использовать для проведения пенсионных выплат) инвестируется в ценные бумаги различных предприятий. Таким образом, от эффективности управления средствами фонда будет зависеть степень риска возникновения дефицита пенсионной системы. Напомним, что эта основная задача, на разрешении которой сконцентрировано внимание правительства в рамках пенсионной реформы;

 

– ставится под сомнение накопительный элемент пенсии.
Ставит под сомнение один из основополагающих элементов пенсионной реформы — введение накопительного элемента в структуре пенсионных выплат, который формируется путем вложений части денежных средств гражданина в финансовые институты (банки). Поскольку в нынешних обстоятельствах банковская сфера характеризуется крайней нестабильностью и дефицитом ликвидности, абсолютно явным становится утрата доверия к банковской системе как к инструменту;

 

– нарастание беспокойства в отношении роста уровня безработицы в стране.
Уже сейчас предприятия различного уровня производят сокращения штата работников, а также снижение уровня заработной платы. Следствием данной тенденции может стать снижение общего уровня платежеспособности населения, в противовес решению основной задачи правительства последних лет — увеличение доходов населения. Отметим, что все это происходит на фоне продолжающегося стремительного роста инфляции —  в начале следующего года предстоит очередное повышение тарифов естественных монополий, что может существенно повлиять на формирование депрессивных социальных настроений, а также стать очередным фактором эскалации социальной напряженности;

 

– снижение общего уровня благосостояния населения.
Кредитная составляющая, которая вошла в обыденную жизнь достаточно широкого круга людей, тем самым, став средством обеспечения определенных социальных благ (автомобиль, квартира, потребительские кредиты, образовательные кредиты и проч.) для населения становится малодоступной — как следствие теряется возможность повышение уровня благосостояния, а также становится механизмом давления со стороны банков на население (ужесточение контроля за выплатами, сбои при проведении безналичных операций,…);

 

– сокращение объемов производства в реальном секторе экономики логически ведет к возникновению дефицита определенного рода товаров.

 

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах


Скачать в формате PDF 

Версия для печати