Программа "Покупайте российское": формирование правовой базы

«Привычка жить за счет экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в других странах…».

Д.А. Медведев. Послание Президента Федеральному Собранию РФ, 12 ноября 2009 г.

 

«…Сколько бы кредитных ресурсов не давалось предприятиям реального сектора, но если не будет спроса, тогда они работать будут только на склад, и, в конечном итоге, производство остановится».

В.В. Путин. Рабочая встреча с председателем Федерации независимых профсоюзов России, 24 декабря 2008 года.

 

 

ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

 

Сегодня в нашей стране объявлен курс на модернизацию экономики, поставлена задача избавления ее от сырьевой зависимости. Это значит, что взамен торговли ресурсами нам необходимо развивать собственное производство – перерабатывающие отрасли промышленности, сельское хозяйство. К сожалению, их нынешнее состояние далеко от удовлетворительного. Для того чтобы они могли развиваться, отечественному товаропроизводителю нужна поддержка. При этом речь не идет только лишь о финансовых вливаниях, осуществляемых государством – чтобы помочь всем, попросту не хватит средств. Да, в этом направлении тоже принимаются, и будут приниматься определенные меры. Но куда более важным представляется создание благоприятных условий для развития отечественных производств. Речь идет о том, как минимизировать зависимость экономического роста от внешних факторов и максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы. Эти вопросы являются во многом определяющими для экономики России.

 

«Тяжелым наследием» 1990-х годов явился тот факт, что в процессе проведения рыночных преобразований показатели зависимости страны от импортных закупок выросли с 18% ВВП в 1990 г. до 24% в 2004 г. При этом структура импорта сформировалась и развивалась как примитивная за счет преобладания в ней потребительских товаров, прежде всего продовольствия и сырья для его производства. На сегодняшний день российский потребительский рынок в значительной степени сориентирован на импорт. Примерно половина товаров, которые покупатель видит на прилавках наших магазинов, завозится из-за рубежа. Из других стран завозится более 40% продуктов животноводства, 60% автомобилей, три четверти лекарств . Печально не то, что многие товары в РФ не производятся, а то, что нет у нас роста производства, а есть, напротив, падение, усугубляющееся влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Так, по данным Росстата, объем производства в обрабатывающих отраслях промышленности в январе—феврале 2009 года сократился на 21%.

 

Разумеется, российское правительство предпринимает попытки стимулировать отечественное производство через реализацию мер тарифно-таможенного регулирования. В частности, был утвержден список современного оборудования, которое можно ввозить на льготных условиях. Также, российские производители получили преференции при госзакупках и возможность субсидирования процентных ставок по кредитам для предприятий, имеющих потенциал импортозамещения. Тем не менее, темпы увеличения импорта в несколько раз превышают показатели роста производства важнейших видов отечественной продукции.

 

В 2001—2008 гг., по данным Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), импортные поставки продовольствия и сельхозсырья росли в 1,6 раза быстрее, чем российское производство. По текстильным изделиям, обуви и одежде аналогичный показатель составил 8,4 раза, машинам и оборудованию — 5,5, электронной и оптической технике — 4,4, транспортным средствам — 7,7 раза. Девальвация рубля в начале 2009 года, на которую надеялись многие эксперты, лишь немного снизила ценовую конкурентоспособность импорта, но принципиального влияния на расстановку сил на внутреннем рынке не оказала.

 

Такое положение дел не только не способствует развитию отечественного производства, но оказывает на него пагубное влияние. Наплыв на внутренний рынок России зарубежных аналогов продукции отраслей импортозамещения действует как агрессивный фактор, блокирующий восстановление и развитие производственного и конкурентного потенциала отечественных промышленных предприятий и аграрного сектора. Массированный импорт ведет к деградации целых отраслей производства и коренным образом трансформирует цепочку создания ценности.

 

В этих условиях представляется необходимым предпринять особые меры, направленные на поддержку российского товаропроизводителя. Основное внимание при этом требуется уделить потребительскому рынку. Здесь действия должны вестись в двух направлениях:

 

  • стимулирование потребительского спроса на отечественные товары;
  • создание необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения доступности этих товаров населению.

 

Потребительский спрос — спрос населения на товары и услуги — это часть совокупного спроса в экономике, относящаяся к потребительским товарам, в отличие от инвестиционного спроса, относящегося к инвестиционным товарам, а также спроса на вооружения. Размеры потребительского спроса определяются объемом и структурой доходов населения и его предпочтениями.

 

Согласно законам экономики, расширение спроса повлечет за собой и возможности для расширения предложения. А отечественный производитель получит средства, необходимые для развития своего бизнеса.

 

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

 

Прямые меры стимулирования потребительского спроса — это зарплата, пенсии, мероприятия по соцзащите. Принимаемые меры, направленные на повышение доходов населения России, сегодня широко освещаются в средствах массовой информации. Безусловно, они являются необходимыми. Однако повышение доходов, как следует из определения потребительского спроса, это лишь одна «сторона медали».

 

Существуют также и непрямые меры стимулирования, связанные с предпочтениями покупателей. Экономисты не всегда уделяют им должное внимание: в традиционной экономической теории психология потребителя как поведенческая переменная отсутствует. Тем самым экономические модели как бы исключают из рассмотрения изменения предпочтений, происходящие под воздействием маркетинговых усилий.

 

В действительности же известно, что в условиях товарного разнообразия зачастую решающую роль при выборе товара или марки играет именно психологический фактор. А значит, такие инструменты коммуникативной политики, как реклама и PR, способны влиять на структуру потребительского спроса.

 

Этика потребления как основа изменений в предпочтениях покупателей.


В развитых странах сегодня набирает популярность так называемое «этическое потребление». Данная тенденция выражается в том, что при совершении покупок люди все чаще склонны руководствоваться в первую очередь этическими, а не сугубо экономическими соображениями.

 

…Исследование международной экспертной организации в области продовольствия IGD показывает, что господствующей тенденцией в Европе становится влияние этических факторов на выбор продуктов питания. Десятки миллионов покупателей по всей Европе учитывают такие факторы как натуральные компоненты в составе продуктов, их местное происхождение. «Предпочтения зависят от национальности: французы более всего интересуются экологическими проблемами; голландцы заинтересованы в защите животных; местное происхождение - приоритет для поляков, тогда как британские покупатели учитывают широкий диапазон факторов», - сообщила Джоанн Денней-Финч, руководитель всемирной конференции IGD по розничной продаже продуктов питания. – «Такой подход открывает широкие возможности для развития тех торговых марок, которые могут развить и подчеркнуть этические особенности своих продуктов на местных рынках».

 

Данная особенность потребителей, когда при покупке того или иного товара осуществляется скорее социальный, нежели материальный выбор, может быть учтена и при проведении мероприятий по повышению внутреннего спроса на российские товары. Для этого необходимо, чтобы в сознании потребителя выбор в пользу отечественной продукции ассоциировался с определенным набором разделяемых им ценностей. В первую очередь это должны быть ценности патриотического и патерналистского характера. Тогда, приобретая отечественный товар, покупатель будет не просто удовлетворять свои собственные потребности, но и осознавать свой вклад в развитие страны, поддержку российского производства, создание новых рабочих мест, и т.п.

 

«Отечественное, значит — качественное».


Не менее важным мотивом выбора в пользу отечественных товаров может стать восприятие его как более качественного, более натурального. Если речь идет о продуктах питания — то и более свежего, поскольку сокращается время на транспортировку от места производства к месту продажи. В частности, как показывают данные социологических исследований, этот мотив является доминирующим для россиян, предпочитающих отечественные продукты питания импортным.

 

Отчасти задачу повышения престижа отечественной продукции и пропаганды качества отечественных товаров призваны решить федеральные и региональные программы качества, действующие в России. Среди них — Премия Правительства России в области качества, программы «100 лучших товаров России», «Российское качество», «Московское качество», «500 преуспевающих компаний России», «Лучший Алтайский товар года», «Сделано в Санкт-Петербурге» и др.

 

Однако следует отметить, во-первых, разрозненность их усилий, а, во-вторых, недостаточность соответствующих информационно-пропагандистских мероприятий которые, в идеале, должны планомерно и целенаправленно работать на закрепление в массовом сознании стереотипа «российское, значит — качественное».

 

«Зонтичный бренд» и его идентификатор.


С точки зрения стимулирования спроса на отечественные товары существует ряд сложностей. Во-первых, количество российских брендов на потребительском рынке огромно и продвигать каждый из них в отдельности не представляется возможным. К тому же, многие из них конкурируют между собой. Наконец, как показывают исследования, потребитель не всегда хорошо ориентируется в представленных брендах и зачастую ему затруднительно определить «национальную принадлежность» той или иной марки.

 

Выходом в данном случае может стать создание единого «зонтичного бренда», объединяющего разнообразную продукцию отечественных товаропроизводителей. Причем, это не потребует ребрендинга уже существующих российских торговых марок. Этот «бренд» может носить название «Российское», «Покупайте российское», «Российское качество», и т.п., и иметь соответствующий слоган. Для выделения отечественных марок, объединенных данной программой, возможно введение специального идентификатора, которым будут маркироваться товары. Это может быть особая (например, защищенная голограммой) наклейка, либо специально разработанная подкладка под ценник данного товара при его продаже в розницу. Последний способ уже реализуется в региональной программе «Покупаем тюменское!».

 

«Покупайте российское».


Очевидно, что введением единого идентификатора для отечественной продукции потребует и единой, действующей на всей территории страны и координируемой на федеральном уровне программы по его продвижению. Данная программа должна также объединять уже существующие федеральные и региональные программы качества и мероприятия по поддержке спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей. Именно в рамках этой единой программы может реализовываться информационная кампания, направленная на решение обозначенных выше задач по формированию общественного мнения: формирование этических мотивов потребления отечественных товаров, закрепление в сознании потребителя связки «российское, значит — качественное», и т.п. Подобная программа также должна будет объединить усилия представителей органов государственного и муниципального управления, бизнес—сообщества, членов партий и общественных организаций в вопросах поддержки отечественного товаропроизводителя, стимулирования потребительского спроса на российские товары, пропаганду качественной продукции.

 

В рамках данной программы целесообразно осуществлять такие мероприятия, как:

 

  • проведение региональных и федеральных конкурсов среди российских товаропроизводителей, присуждение премий за качество;
  • организация региональных и всероссийских выставок и ярмарок;
  • проведение открытых дискуссий, «круглых столов» и конференций по вопросам поддержки отечественных товаропроизводителей, проблемам потребительского рынка;
  • осуществление информационно-рекламной кампании в СМИ и сети Интернет;
  • издание популярной и специальной литературы по теме;
  • размещение наружной рекламы, проведение специальных рекламных акций и мероприятий.

 

С учетом многолетнего опыта успешной работы по данному проблемному направлению, такой программой может стать программа «Покупайте российское», осуществляемая при поддержке и активном участии ведущей политической силы российского общества — партии «Единая Россия».

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

 

Все вышеописанные действия по стимулированию потребительского спроса могут быть эффективны только тогда, когда российский потребитель в состоянии приобрести отечественные товары. Иначе говоря, необходимо обеспечить их доступность покупателю: создать условия, при которых продукция отечественных товаропроизводителей будет должным образом представлена на потребительском рынке, будет доступной по цене. Эта задача решается путем разработки, принятия и исполнения федеральных и региональных законов, других нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере внутренней торговли.

 

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».


С начала экономических реформ сфера розничной торговли была, видимо, наиболее либерализованным сектором российской экономики. Однако с конца 2006 г. она стала объектом пристального внимания со стороны регуляторов федерального уровня. С подачи Минсельхоза России развернулась работа по созданию и принятию Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который рассматривается во многом как инструмент ограничения растущего влияния розничных сетей. После долгих обсуждений нескольких вариантов Закона, 15 июля 2009 года его проект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу (№ 231757-5). После обсуждений 11 сентября 2009 г. законопроект принят депутатами в первом чтении.

 

Основной идеей законопроекта является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.

 

Документ ограничивает права ритейлеров: запрещает брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем (не более 10%), вводит жесткие сроки оплаты поставленного товара, запрещает сети открывать новые магазины в муниципальном образовании, если ее доля на рынке превышает 25%.

 

Второе чтение законопроекта неоднократно переносилось из-за большого количества поправок, а 4 декабря с резкими возражениями против редакции закона, одобренной на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова, выступило Государственно-правовое управление (ГПУ) президента. В заключении ГПУ нормы закона были названы «сомнительными с правовой точки зрения», а также отмечалось «неоправданное увеличение административной нагрузки на бизнес». «Идут поползновения, чтобы что-то там подвигать внутри», «лоббистов много», посетовал на это В. Зубков журналистам.

 

Однако, как сообщила 16 декабря газета «Ведомости», ряд принципиальных замечаний ГПУ ко второму чтению законопроекта учтен не был, и все его ключевые положения сохранились в ноябрьской редакции.

 

В новой версии закона, рекомендованной к принятию комитетом Госдумы по экономической политике и предпринимательству, нормы об ограничении бонусов и порог развития сетей остались неизменными. Переработана была лишь статья о сроках расчетов за поставленные товары: предыдущая версия законопроекта устанавливала 10-дневный срок расчета за замороженную говядину, свинину, мясо курицы и молоко, что ставило «в заведомо выгодные условия некоторых производителей и поставщиков», подчеркивалось в заключении ГПУ. Упоминание замороженных товаров из закона исчезло, теперь он предусматривает 10-дневный срок оплаты лишь товаров со сроком хранения менее 10 дней. Товары, которые хранятся больше 30 дней (а также алкоголь), должны оплачиваться в течение 45 дней, говорится в новой редакции закона.

 

Изменилась и дата вступления закона в силу. Вместо 1 января 2010 г., как предполагалось ранее, он вступит в силу 1 февраля 2010 г. По всей вероятности, этот технический момент связан с необходимостью публиковать текст закона заранее в «Российской газете».

 

Президиум фракции «Единой России» принял решение о поддержке данной редакции законопроекта со стороны парламентского большинства. «Наша позиция была и остается неизменной – закон не создает преференций, а наводит элементарный порядок, устанавливает понятные правила. Конечно, он лишает необоснованных привилегий, прекращает беспроцентное кредитование сетей за счет производителя, запрещает диктат и поборы, препятствует спекулятивному росту цен, создает условия для развития отечественного производителя, как равноправного субъекта в отношениях с торговыми партнерами», — отметила зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, координатор Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» Ирина Яровая.

 

Доктрина продовольственной безопасности РФ.


«Продовольствие сегодня абсолютно сопоставимо с финансовым ресурсом и с энергетической безопасностью, именно поэтому мы рассматриваем этот вопрос на заседании Совета безопасности», — сказал Дмитрий Медведев, открывая заседание Совбеза РФ 4 декабря 2009 года.

 

Проблема в том, что собственного продовольствия в отличие от нефти и газа России катастрофически не хватает. Несмотря на то, что более половины мирового запаса черноземных земель и четверть мировых запасов пресной воды расположены на нашей территории, страна сильно зависит от импортного продовольствия. Теперь же, согласно принятому на заседании проекту «Доктрины продовольственной безопасности РФ», самообеспечение продуктами питания должно приблизиться к 100%. По зерну и картофелю эта цифра должна составить 90%, по молоку и мясу — 85%.

 

Доктрина продовольственной безопасности, которая отдаст первенство в производстве и поставке продуктов отечественным производителям, может быть утверждена уже в следующем году. К 1 апреля 2010 года должны быть приняты документы, которые обеспечат господдержку производства и экспорта российской сельхозпродукции. Таким образом, импортные закупки мяса, зерна и молока могут быть ограничены ради повышения доли российского экспорта. Президент дал понять, что «уникальный аграрный потенциал» России пришло время использовать, восстановив статус одного из ведущих продовольственных экспортеров в мире.

 

Для реализации доктрины предлагается принять разнообразные меры — от специальных тарифов на электроэнергию для сельхозпроизводителей до господдержки переработчиков сельхозпродукции в пищевой промышленности.

 

Кроме того, в доктрине содержатся положения об оперативном применении мер таможенно-тарифного регулирования для обеспечения сбалансированного соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

 

Также, Россию ожидает ужесточение земельного законодательства. Дмитрий Медведев отметил, что благодатную почву для многочисленных нарушений создает действующая земельная законодательная база, а результат этого — неконтролируемое и нерациональное использование сельхозугодий. «Еще в 2002 году правительству давалось поручение провести работу по оценке кадастровой стоимости сельхозземель — это поручение, кстати, так и осталось невыполненным», — напомнил он. «В октябре этого года мною были даны поручения разобраться с неэффективными собственниками земель сельхозназначения и проанализировать ситуацию с невостребованными земельными паями — эту работу нужно ускорить», — заявил Президент.

 

«Стратегия развития внутренней торговли в Российской Федерации».


8 декабря 2009 года в Министерстве промышленности и торговли РФ состоялось заседание Экспертного совета по вопросам развития торговой деятельности. На заседании обсуждался проект «Стратегии развития внутренней торговли в Российской Федерации».

 

Заместитель Министра промышленности и торговли Андрей Дементьев отметил необходимость обеспечения комплексного государственного подхода к регулированию торговли. Определению ключевых ориентиров и инструментов развития всей отрасли и должна способствовать «Стратегия развития внутренней торговли». «Стратегия будет увязана как с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», так и с остальными отраслевыми стратегиями Минпромторга России», — пояснил замминистра.

 

Целью Стратегии развития внутренней торговли ее разработчики видят построение эффективной товаропроводящей инфраструктуры, как одного из ключевых факторов конкурентоспособности экономики и качества жизни населения. Для ее достижения, среди прочего,  необходимо:

 

  • повысить эффективность регулирования сектора торговли;
  • развивать торговую инфраструктуру;
  • стимулировать развитие торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;
  • снижать кадровый дефицит в торговле;
  • обеспечивать необходимый уровень конкуренции»
  • поддерживать развитие малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей;
  • стимулировать развитие удаленных каналов продаж.

 

Как сообщает пресс-служба Минпромторга, после внесения рекомендаций Экспертного совета, проект Стратегии будет отправлен на согласование в заинтересованные ведомства.

 

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.


Данная программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 года. Одной из целей Программы является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Среди задач Программы — совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В качестве ожидаемых результатов реализации данной программы, в числе прочих, выступают:

 

  • увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1 процента по отношению к 2006 году;
  • привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 - 2012 годы в размере 946,8 млрд. рублей;
  • доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

 

Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

 

Согласно Госпрограмме за пять лет предстоит полностью компенсировать спад сельскохозяйственного производства, который произошел в кризисные девяностые годы прошлого века.

 

Мероприятия, осуществлявшиеся в рамках данной Программы, уже принесли ощутимые результаты. Отвечая на вопросы россиян в ходе программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», Председатель Правительства РФ отметил, что сельское хозяйство впервые за долго время начало показывать положительные тенденции. Кроме того, он заявил, что власти России будут продолжать решать проблемы отечественных товаропроизводителей и покупателей.

 

«Благодаря работе агропромышленного комплекса результаты работы экономики в целом лучше, чем мы ожидали в начале года. И по некоторым направлениям, как я уже говорил, они просто впечатляющие, по животноводству рост заметный, очень серьезный. Да, и урожай какой собрали, все-таки 90 млн. тонн — это очень хороший результат для России», — отметил Владимир Путин. Он также добавил, что поддержка отечественного товаропроизводителя будет продолжена. «…Мы действуем не только в сфере экономики, но и в правовой области. Прежде всего сельхозпроизводители и переработчики сельхозпродукции ставили вопрос об урегулировании их отношений с торговыми сетями. Вы знаете, что этот закон проходит в Думе, он решает ряд очень важных для сельхозпроизводителей вопросов», — заявил российский премьер.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ РОССИЯН
(данные Фонда «Общественное мнение» )


В подавляющем большинстве (84%) россияне предпочитают отечественные продукты питания. Лишь 2% опрошенных заявили, что при одинаковой цене купят скорее импортные продукты. Для каждого десятого страна-производитель не имеет значения. Заметим, что структура массовых предпочтений в отношении российских и импортных продуктов питания принципиальным образом не изменилась с 1999 года, когда был проведен первый опрос на эту тему.

 

Отечественные продукты, по мнению населения, качественнее, лучше импортных (28% опрошенных говорили об этом, отвечая на открытый вопрос), более натуральные, «без отравы» (24%), выращены на своей земле (7%) и вызывают больше доверия (16%); они «вкуснее» (8%), «свежее» (5%). Часть респондентов (6%) указывали на патриотические мотивы своего потребительского поведения – желание поддержать отечественного производителя: «...в патриотических целях»; «надо поддержать нашу экономику»; «живу в России, патриот».

 

На продовольственных прилавках сегодня широко представлена продукция самых разных производителей, в силу чего вопрос, каких продуктов питания в магазинах больше – отечественных или импортных – вызвал массовое затруднение: 29% респондентов не смогли на него ответить. Заметим, что жителям села оценить соотношение импортной и отечественной продукции оказалось не менее, если не более, сложно, чем москвичам (31% и 26% соответственно). Преобладающим все же является представление, что отечественных продуктов на прилавках больше – 45% ответов; при этом чаще всего об этом свидетельствуют жители больших городов и мегаполисов (но не Москвы) – 53% и 56% соответственно. По мнению четверти опрошенных (26%), количество импортных продовольственных товаров превосходит количество отечественных (такой ответ чаще всего звучал в Москве – 47%).

 

На нехватку тех или иных продуктов отечественного производства жалуются 37% респондентов. Чаще всего они обращают внимание на недостаток «своих» фруктов и овощей (20% и 12% соответственно), мяса и птицы (15%), рыбы и рыбных продуктов (11%). Половина опрошенных заявили, что все виды отечественных продуктов представлены в местных магазинах в достаточном количестве. Это мнение чаще высказывали жители села (57%), а также люди, которые ориентируются, по-видимому, на довольно ограниченный рацион питания, – располагающие доходом до 2000 руб. на члена семьи в месяц (60%) и имеющие низкий (ниже среднего) уровень образования (58%). Заметная доля опрошенных (13%) затруднились назвать отечественные продукты, которых недостаточно в магазинах их города или села – хотя и не сказали определенно, что таких продуктов достаточно.

 

КАКИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ПРИ ОДИНАКОВОЙ СТОИМОСТИ ВЫ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРЕДПОЧТЕТЕ КУПИТЬ - ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИЛИ ИМПОРТНЫЕ? ИЛИ СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ВАС НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ?

 

 

 

ПОЧЕМУ ВЫ ПРЕДПОЧТЕТЕ КУПИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ?

(Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они предпочтут купить отечественные продукты, - 84% от всех опрошенных.)

 

 

 

ПРОГРАММЫ КАЧЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РФ

 

Премия Правительства России в области качества


Премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациями за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

 

Премии Правительства Российской Федерации в области качества учреждены постановлением Правительства Российской Федерации в 1996 г. Модель премии гармонизирована с моделью совершенства EFQM, лежащей в основе Европейской премии по качеству (www.efqm.org).

 

Результаты работы организаций в области качества, отражаемые в представляемых на конкурс материалах, принимаются к рассмотрению при условии, что они были реализованы на практике не менее чем за год до объявления конкурса.

 

Лауреаты премии получают призы и дипломы Правительства Российской Федерации, а также право использовать символику премии в своих рекламных материалах.

 

Церемония награждения победителей проходит в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации.

 

Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовку предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. № 18. Этим же постановлением организационно-техническое обеспечение деятельности Совета возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

 

Программа «100 лучших товаров России»


Программа «100 лучших товаров России» образована в 1998 году Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (ныне Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), Межрегиональной общественной организацией «Академия проблем качества» и редакцией журнала «Стандарты и качество». Программа работает на постоянной основе. Цели и задачи Программы:

 

  • стимулирование предприятий (организаций), органов исполнительной власти и общественности к повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг в интересах осуществления национальных проектов, выдвинутых Президентом Российской Федерации;
  • улучшение потребительского содержания валового внутреннего продукта;
  • оказание помощи предприятиям в достижении устойчивости их деятельности в условиях рыночных отношений накануне вступления России в ВТО;
  • усиление ответственности товаропроизводителей перед потребителями;
  • широкое информирование о высококачественных отечественных товарах в интересах продвижения на внутренний и международные рынки;
  • содействие предприятиям в их участии в Конкурсе на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества;
  • содействие в практической реализации Закона РФ «О техническом регулировании».

 

Участниками Программы могут быть:

 

  • предприятия, организации и частные предприниматели Российской Федерации различных организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции или оказание услуг;
  • предприятия и организации стран Содружества независимых государств (СНГ) – победители национальных конкурсов в области качества, реализующие продукцию или оказывающие услуги на территории Российской Федерации (по представлению компетентных государственных и общественных организаций этих стран).

 

Проекты Программы ежегодно формируются из мероприятий, обеспечивающих реализацию главных целей и задач Программы. Постоянно действующими из них являются:

 

  • Всероссийский Конкурс «100 лучших товаров России»
  • Издание и распространение ежегодных каталогов Программы
  • Интернет-сайт Программы (www.100best.ru)
  • Издание и распространение плакатов и литературы по проблемам качества.
  • Голографический проект «Знак Победителя» – система защиты оригинальной продукции от фальсификаций и подделок.
  • Выставочное сопровождение предприятий-участников Программы на российских и зарубежных выставках, региональных и межрегиональных ярмарках

 

Национальная Программа «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века»


Программа является долгосрочной широкомасштабной кампанией, направленной на продвижение высококачественных товаров, услуг и передовых технологий на российский рынок, решение проблемы интеграции этой продукции в мировой рынок. Целями и задачами Программы являются:

 

  • содействие российским товаропроизводителям в продвижении высококачественных российских товаров, услуг и технологий на российский и зарубежный рынки;
  • содействие в привлечении инвестиций;
  • учреждение Знака качества российских товаров, услуг и технологий – «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века»;
  • паспортизация лучших предприятий России;
  • организация общероссийской кампании по повышению качества товаров и услуг путем привлечения внимания общества к качественной продукции российских предприятий.

 

Программа представляет собой:

 

  • Серию выставок (конкурсов), начало которым было положено в 1999 году. За время существования Программы участие в ней приняли более 900 предприятий из 70 регионов России и 6 стран ближнего зарубежья. Совет Знака качества ХХI века удостоил около 8500 видов продукции Знаками качества различного достоинства, рекомендованных Экспертной комиссией специалистов Российского центра испытаний и сертификации РОСТЕСТ-Москва.
  • С 15 по 18 декабря 2009 года в рамках Национальной программы состоится двадцать вторая Международная выставка (конкурс)  «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века», которая продолжит шестой этап конкурса (2009-2010 г.г.). Участники Программы будут номинировать свою продукцию на Золотой, Серебряный и Бронзовый  Знаки качества XXI века. В выставке (конкурсе) также могут принять участие компании, ранее не участвовавшие в Программе..
  • Информация о лауреатах выставок (конкурсов) получает широкое освещение в СМИ и направляется в органы исполнительной и законодательной власти России, торгово-промышленные палаты субъектов РФ, территориальные ЦСМ, зарубежные компании и представительства.
  • Лауреаты выставок (конкурсов) официально могут маркировать свою продукцию соответствующим Знаком качества на безвозмездной основе в период действия Знака (2 года).
  • В развитие программы в январе 2003 года было принято решение о проведении паспортизации предприятий-лауреатов «Знака качества» с целью присвоения им паспорта «Предприятие высокого качества». Председателем Совета по паспортизации является Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г.И.Элькин. Федеральное агентство присвоило такие паспорта 140 предприятиям.
  • Предприятия-лауреаты выставок (конкурсов) могут выдвинуть кандидатуры своих руководителей на награждение их орденом «Национальная Слава».
  • В рамках Программы вручено 48 орденов. Его удостаиваются руководители субъектов РФ, руководители предприятий, конструкторы, технологи, другие специалисты за обеспечение выпуска высококачественной, конкурентоспособной продукции и активное участие предприятия в Национальной программе.


Программа «Российское качество»


Всероссийская организация качества (ВОК) предложила, подготовила соответствующее методическое обеспечение и реализует с ноября 2002 г. программу "Российское качество", диплом и знак которой можно использовать на всей территории Российской федерации как общенациональное свидетельство высокого качества товаров и услуг. Цели программы:

 

  • предоставляет предприятиям возможность на добровольной основе получить доказательное и авторитетное подтверждение высокого качества своей продукции или услуг;
  • выявляет продукцию и услуги высокого качества, присутствующие на российском рынке,
  • информирует потребителей о продукции и услугах со знаком "Российское качество".

 

Предприятия, став дипломантами программы "Российское качество", получают возможность:

 

  • использовать знак "Российское качество при сбытовом маркетинге для рекламы и информации потребителей при продвижении своей продукции на рынок;
  • предоставлять отчеты по результатам экспертной оценки и инспекционного контроля по программе "Российское качество" заказчикам и другим заинтересованным сторонам (например, органам по сертификации, кредитным организациям, тендерным комитетам, страховым компаниям, государственным органам) как документальное подтверждение высокого качества своей продукции и услуг;
  • использовать результаты экспертной оценки по программе "Российское качество" для модификации требований к качеству и корректировки технической документации, в том числе технических условий; для обоснования декларации о соответствии, для управления качеством продукции и процессов, для обучения персонала.

 

Для информирования о товарах и услугах высокого качества - дипломантах Программы, о предприятиях и организациях, её выпускающих, а также о Программе используются:

 

  • маркирование знаком "Российское качество",
  • проведение презентаций продукции, удостоенной диплома "Российское качество,
  • проведение выставок и ярмарок продукции со знаком "Российское качество",
  • выпуск каталогов продукции со знаком "Российское качество",
  • информирование о Программе через веб-сайт ВОК и в СМИ.

 

ОПЫТ РЕГИОНОВ. ОБЛАСТНАЯ АКЦИЯ "ПОКУПАЕМ ТЮМЕНСКОЕ!"
(ПО МАТЕРИАЛАМ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИЙ)

 

Областная акция "Покупаем тюменское!"


Осенью 2009 года в Тюменской области стартовала акция «Покупаем тюменское!». Предполагается, что данная акция будет способствовать тому, чтобы на столах тюменцев появилось больше качественных, доступных по цене продуктов местных сельхозпроизводителей.

 

О том, в чем особенность акции «Покупаем Тюменское!», какие проблемы и задачи она призвана решить - в комментарии заместителя губернатора Тюменской области Сергея Дегтяря. 

 

- Акция «Покупаем тюменское!» прежде всего, призвана мобилизовать предприятия торговли на реализацию продукции местных аграриев. Это не столько административные рычаги, сколько рыночные и для этого есть все условия: продукция тюменских сельхозпроизводителей - хорошего качества и иной раз соответствуют европейским показателям, конкурентоспособна не только на местном рынке, но и на российском. Она востребована в Московской области, соседних регионах.

 

К сожалению, складывается парадоксальная картина: местный сельхозпроизводитель чаще всего находит покупателей, которые достойно оценивают качество их продукции, чаще всего за пределами Тюменской области. Это не совсем правильное положение дел.

 

Сегодня региональное правительство оказывает серьезную поддержку аграриям, помогая модернизировать и наращивать производство и здесь очень важно замкнуть «цепочку», чтобы качественный продукт, производимый тюменскими предприятиями – хлеб, рыба, мясо, молоко, то есть большая часть потребительской корзины, имел спрос, прежде всего, у жителей области.

 

Одно из основных преимуществ акции в том, что тюменская продукция будет реализовываться по ценам производителей. Прежде всего, это очень важно для населения. В нашем регионе на протяжении нескольких месяцев стабильно держатся цены на продукты питания, в основном – благодаря тому, что тюменские сельхозпроизводители занимают на рынке серьезную нишу. В стоимость местных товаров не заложены спекулятивные издержки, дополнительные затраты на транспортировку, излишние бонусы, соответственно – тюменская продукция является самой доступной по цене.  

 

Мы долго говорили, но в этом году окончательно решили объединить усилия государственных и бизнес структур, и в рамках такого частно-государственного партнерства организовали акцию «Покупаем тюменское!».

 

Хочу обратить внимание на одно очень важное обстоятельство: любой административный ресурс в этом процессе – исключен. Мы только создаем условия для того, чтобы один бизнес нашел другой, их взаимоотношения были эффективны, и в первую очередь в интересах жителей области. Это первоочередная задача, которую поставил перед нами губернатор и она будет выполнена.

 

"Покупаем тюменское": первые результаты


Первый выезд журналистов в торговые сети в рамках акции "Покупаем тюменское" прошел сегодня в столице области. Вместе с начальником управления по товарному рынку и услугам Тюмени Анатолием Кановым представители СМИ посетили "Ленту" и "Мостовский".

 

"Лента" относится к федеральной сети. Чтобы сотрудничать с торговыми комплексами подобного уровня, нужно заключать договор в головном офисе. Несмотря на это "Лента" одна из первых согласилась на участие в акции. Сейчас она предлагает порядка 650 наименований товаров местного производства.

Так как непродовольственные товары у нас в регионе почти не производят, то все внимание делегация обратила на съестную продукцию. Как говорится, хлеб всему голова, поэтому первым делом направились к полкам с выпечкой. Зеленоватая подложка под ценник пусть и не сразу бросается в глаза на фоне красно-желтых наклеек собственных акций "Ленты", зато имеет обоснование. Как рассказал журналистам Анатолий Николаевич, зелено-желтые цвета выбраны не случайно. Это цвета сельхозтоваропроизводителей.

 

Проходя мимо огромных стеллажей с тюменской продукцией, исполняющий обязанности директора торгового комплекса Александр Мастерских отвечал на вопросы журналистов. На период посещения "Ленты" запланированными гостями он стал своеобразным экскурсоводом.

 

Довольно в большом объеме представлена местная "молочка": Тюмень, Омутинка, Ишим. Не меньший ассортимент и областных мясопроизводителей: Боровский, Заводоуковск, опять же Ишим. Правда, еще не для всех наименований товара приобретены подложки для ценников.

 

Что касается цен, то Анатолий Канов заметил, что акция не предполагает изменение стоимости товаров. Это не ее цель. "Покупаем тюменское" направлена на продвижение продукции нашего региона. Только и всего. "Здесь важно создать условия для узнаваемости и покупаемости тюменского товара", - говорит он.

Корреспондент "Вслух.ру" узнал, выделяют ли горожане местную продукцию среди прочих производителей. Частая покупательница "Ленты" Руфина Левина призналась, что почти всегда покупает тюменскую выпечку, ялуторовское молоко и ишимскую колбасу. "Для меня, как пенсионера, важен не только вкус, но и цена. К тому же, это товары, проверенные не одним годом. А зеленые ценники помогает быстрее найти их", - заявила Руфина Яковлевна.


Несколько другой ассортимент продукции местного производства в "Мостовском". Здесь можно купить торты, ягоды (клюкву, клубнику, бруснику), белые грибы и даже овощи. Причем, надо заметить, что последние продаются по весьма сходной цене: картофель по восемь рублей за килограмм, капуста - шесть с половиной.

 

Ценники мегамаркетов и супермаркетов отличаются по размеру. Подложки были разработаны для первых. Но руководство "Мостовского" не стало отчаиваться и на одну подложку помещают по четыре, а то и по пять своих ценников.

 

Анатолий Канов считает, что "Покупаем тюменское" - беспроигрышная акция. Как для товаропроизводителей, так и для торговых сетей. Заканчивая экскурсию по торговым точкам Тюмени он рассказал журналистам забавный факт. "Когда бренд акции был еще не утвержден, производитель мясной продукции "Коопром" на одном из своих рекламных щитов уже тогда написал название "Покупаем тюменское". "Предприятия области охотно принимают предложение. Думаю, что совсем скоро компаний-участников акции станет намного больше", - надеется Канов.

 

К акции "Покупай тюменское!" присоединяются гиганты российского ритейла


Тюменские магазины Х5 Retail Group N.V. присоединились к акции "Покупай тюменское!".  На полках супермаркетов "Перекресток" и гипермаркета "Карусель", работающих в областном центре, продукция ОАО "Тюменский хлебокомбинат", ОАО "Тюменьмолоко", ЗАО "Боровская птицефабрика", ООО "Ишимский мясокомбинат" и других местных производителей обозначена специальными зелеными ценниками.

 

Как сообщила "Уралинформбюро" начальник отдела развития потребительского рынка управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Татьяна Шумко, кроме сетей Х5 к акции присоединился почти весь продуктовый ритейл, работающий в Тюмени. В частности, товары с фирменными ценниками появились в магазинах сетей "Лента", "Мосмарт" и "Мостовский".

 

Акция "Покупай тюменское!" стартовала в регионе в конце ноября 2009 года. Кампания направлена на продвижение продукции местных товаропроизводителей. В частности, аграрии и переработчики получили возможность размещать информацию о продуктах на рекламных щитах по льготным ценам. Для магазинов, принимающих участие в акции, напечатаны 50 тысяч специальных ценников.

 

Присоединиться к кампании могут местные сельхозпроизводители и переработчики, на договорной основе поставляющие свою продукцию в тюменские розничные сети.

 

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах
 

Скачать в формате PDF 

Версия для печати