Внешнеполитические итоги 2011 года

Снежанова Л.Н., аналитик НИРСИ

Скачать в формате PDF 

 

РЕВОЛЮЦИЯ В ЕГИПТЕ

 

Наиболее знаковым событием 2011 года стали так называемые панарабские революции, произошедшие и происходящие в государствах Ближнего Востока и стран Магриба, начало которым положили тунисские, а  затем и египетские события. Несмотря на то, что хронологически волнения в Тунисе предшествовали египетской революции, мы рассмотрим именно последний пример. Причины данной выборки обусловлены тем, что кроме стихийных факторов произошедшего (в обеих стран массовым волнениям предшествовали публичные самосожжения) и социально-экономических предпосылок (протестанты и Туниса, и Египта сетовали на низкий уровень жизни, высокие цены, коррупцию и безработицу), происходящее в Египте нашло выход в конкретных каналах мобилизации оппозиционных сил. Прежде всего, речь идёт о социальных сетях, которые и обеспечили массовость протестов  и форсированное тиражирование происходящего в мировых медиа в обход официальных СМИ.


Итак, начавшиеся, скорее, «по принципу домино» египетские волнения, пришлись на конец января. Правительство предпринимало весь спектр доступных мер для купирования угрозы, начиная от ареста руководителей оппозиции и отключения мобильной связи и интернета до непосредственного разгона демонстрантов. Но, несмотря на неоднократные подавления, волнения возникали вновь и вновь и, в конечном счёте,  привели к отставке сначала правительства, а затем и президента страны. Власть в Египте перешла к высшему совету Вооружённых сил до момента формирования нового правительства. Состоялся суд над Мубараком, прошли парламентские выборы, но долгожданный консенсус не наступил, период кажущейся стабилизации не продлился долго, а протесты в Египте возобновились с новой силой – на этот раз главным опасением общества стало то, что военные захотят остаться у власти и после окончания переходного периода и не передадут власть гражданскому руководству.


В число других итогов египетской революции входит падение макроэкономических показателей страны : так, темпы экономического роста сократились с 7-8 % до менее 1 %, валютные резервы - на 40 %, а золотовалютный запас Египта - вдвое. Зато небывалый всплеск переживает уровень преступности – в связи с уменьшением финансирования правоохранительных органов в стране стала процветать индустрия торговли человеческими органами.


Значение для России. Прежде всего, дестабилизация в странах, вдохновившихся примерами стремительных и почти бескровных свержений режимов в арабских государствах и избравших революционный путь, вызывает озабоченность сама по себе в силу геостратегической важности региона.


Кроме этого, данные волнения стали опасным прецедентом, возникновение которого потенциально возможно как на территории постсоветского пространства, так и в самой Российской Федерации. Предпосылками могут служить не только схожие проблемы, порождающие социальное недовольство (дифференциация доходов, коррупция и т.д.), но и заинтересованность геополитических оппонентов в раскачивании политической ситуации с целью последующего инкорпорирования и контроля.


Также к потенциальной зоне рисков для нашей страны можно отнести тот факт, что в Тунисе выборы выиграла религиозная партия «Эннахда», а в Египте победили «Братья-мусульмане». В настоящее время обе эти силы позиционируют себя как «умеренные», но всё же нельзя исключать возможность роста исламистских настроений в регионе, в том числе радикальных, с вероятностью последующего их экспорта. С этой точки зрения, данные реалии могут стать серьёзным испытанием для России, в состав которой входит такой чувствительный регион как Северный Кавказ.

 

 

РЕВОЛЮЦИЯ В ЛИВИИ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ


Несмотря на то, что жертвами революционных событий в 2011 году стал целый ряд стран, тем не менее, именно ливийские события получили наибольший международный резонанс. Начавшись в феврале по примеру волнений в Египте, столкновения в Ливии быстро приобрели более агрессивный и массовый характер. Отчасти причиной этого стала жёсткая позиция Муаммара Каддафи, наотрез отказавшегося отречься от власти и обвинившего в беспорядках силы Запада и экстремистов. Ещё одним осложняющим фактором стало повсеместное вооружение населения – так, оппозиция громила и грабила правительственные склады и получала нелегальные поставки, а официальный Триполи в качестве ответной меры снабжал оружием всех желающих защитить режим. Следует отметить, что без внешней поддержки оппозиционные силы, вероятно, потерпели бы фиаско, не имея каналов финансирования и какой-либо организации, но Западу упрямый лидер этой богатой страны, прямо заявляющий не только о своих антипатиях данным странам, но и о возможной национализации нефтяной и газовых отраслей Ливии , давно был неудобен.


Под предлогом защиты «мирных жителей» и «демократической ливийской оппозиции» НАТО и США, получив санкцию ООН , перешли к военной интервенции и воздушным бомбардировкам. Именно данные действия не только повлекли за собой  наибольшее количество жертв, но и нанесли серьёзный урон экономике страны, которой на протяжении многих лет так тщательно занимался Каддафи. Но даже в этих условиях, когда на сторону повстанцев, капитулируя, переходили представители его армии и его режима, полковник не собирался сдаваться. Погиб Муаммар Каддафи 20 октября от пулевых ранений во время взятия Сирта. Это убийство стало официальным поводом для объявления окончания «гражданской» войны. Обезображенное тело вождя волокли по улицам и выставляли в витринах, телеканалы Запада транслировали данную «радостную весть», объявляя об «освобождении ливийского народа от тирана», разумеется, ни словом не упоминая о том, что этот «деспот» довольно высоко поднял уровень жизни в стране, в результате чего продолжительность жизни ливийцев достигла 74 лет, а уровень грамотности – 88%.


23 октября представители Переходного национального совета Ливии (ПНС), из числа бывших оппозиционеров, щедро финансируемые Западом, объявили себя законной властью Ливии. Однако, несмотря на все предпринимаемые новым правительством усилия, включая обещания амнистировать бывших сторонников Каддафи в случае их «раскаяния», в декабре протесты в Ливии вновь возобновились. Более трёх десятков тысяч демонстрантов в Бенгази выступили с требованиями отставки временного руководства страны и обеспечения прозрачности деятельности ПНС. Кроме того, на территории страны отмечена активность боевиков одной из группировок Ливии, которая воевала на стороне оппозиции во время гражданской войны, но сейчас совершает нападения на конвои и военные базы «новой» ливийской армии.


Значение для России. Значение ливийских события для нашей страны трудно переоценить. Прежде всего, согласие России в ООН с пакетом антиливийских мер, стало страшной ошибкой для нашей страны, которую мы не должны повторить. Сами не желая того, мы стали косвенными участниками нарушения международного права в части не только вмешательства во внутренние дела суверенного государства, но и фактически одобрив международную военную интервенцию, повлекшую насильственное смещение правящего строя и убийство его лидера. Как известно, практически с самого начала этих печальных событий наша страна выражала протест против предпринимаемых Западом шагов, но юридически сделать было уже ничего нельзя. Ноты нашего МИДа оставались без внимания. А по прошествии некоторого времени, после убийства Каддафи в частности, и другие госорганы, включая Госдуму и Президента РФ, выразили сожаление по поводу принятого Россией тогда-то решения в СБ ООН, заявив, что такое больше не повторится.


Примечательно, что в настоящее время, когда Россия добивается расследования гибели граждан Ливии от авиаударов НАТО, страны альянса утверждают, что «потери среди гражданского населения Ливии были нулевыми» , а постпред США в ООН Сьюзан Райс на заседании Совбеза и вовсе назвала требование России «дешёвым трюком». По её мнению, Россия «пытается принизить успех НАТО и его партнёров, а также Совета Безопасности в защите народа Ливии».

 

ВОЛНЕНИЯ В СИРИИ


Антиправительственные выступления в Сирии начались в марте на юге страны, изначально в них принимало участие несколько сотен человек , но вскоре события перекинулись на всю территорию государства. Требования оппозиционеров свелись к проведению реформ, а затем и отставке президента страны Башара Асада. Власти неоднократно подавляли митинги, которые, тем не менее, возобновлялись раз за разом. Только по официальным данным сирийского правительства на сентябрь, жертвами столкновения сторон стало около 1400 человек. Международное сообщество неоднократно призывало президента отказаться от власти во избежание дальнейшего кровопролития. В том числе на режим оказывается и экономическое давление, в частности, в отношении Дамаска свои санкции ввели не только страны ЕС  и США , но и государства-члены Лиги арабских государств. Так, членами ЛАГ, был разработан и претворён в жизнь пакет санкций, предусматривающий «заморозку банковских счетов, принадлежащих представителям сирийского правительства, которые находятся на территории стран-членов ЛАГ, запрет ряду официальных лиц Сирии въезжать на территорию государств, входящих в эту организацию, а также прекращение со стороны ЛАГ различных коммерческих и финансовых сделок с правительством Сирии, за исключением товаров первой необходимости для населения страны».


Также 4 октября в СБ ООН страны Запада инициировали обсуждение антисирийской резолюции, однако, на сей раз правом вето воспользовались Россия и Китай, заблокировав её принятие. Своё недовольство данным решением предсказуемо выразила госсекретарь США Хиллари Клинтон, на что постпред России в ООН Виталий Чуркин призвал «вырабатывать подлинно коллективную конструктивную позицию международного сообщества, а не заниматься легитимизацией уже принятых односторонних санкций и попыток силовой смены режимов».


Как известно, РФ внесла на рассмотрение ООН свой план мирного урегулирования сирийского вопроса. Данный документ был отвергнут США и странами Запада из-за отказа России наложить эмбарго на торговлю оружием с Сирией, а также предложения расследовать факты насильственных действий как правительственных сил, так и оппозиции. Представитель РФ Чуркин заявил, что ни одно из этих положений нашей страной не будет пересмотрено, поскольку на примере ливийского сценария отчётливо видно, к чему приводит одностороннее вооружение, во-первых, и, во-вторых, стремление к прекращению столкновений должно быть равнозначным для участников обеих сторон. Госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала данное требование России «неприемлемым для стран Запада», поскольку оно предполагает уравнять ответственность оппозиции и правительственных сил.


Ряд публикаций в международной прессе, прежде всего, в арабских изданиях свидетельствует о том, что оппоненты режима Асада, не добившись законными средствами устранения его от власти, в настоящее время готовят военную операцию против Сирии. В качестве возможных агрессоров называются Турция и НАТО. Глава МИД РФ высказал похожее мнение, осудив провокации сирийской оппозиции, преднамеренно пытающейся спровоцировать гуманитарную катастрофу для последующего её использования в качестве предлога для иностранного вторжения. Кроме того, Сергей Лавров указал и на то, что «никто не отрицает» факта контрабандных поставок оружия через территорию Турции, Ирака и других стран, которое затем используется экстремистами, укрывающимися среди демонстрантов, для провоцирования насилия. К косвенному свидетельству готовящейся атаки на Сирию эксперты указывают и выход США из Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) , который даёт возможность военным группировкам передислоцироваться на юг Европы без ведома Москвы.


В настоящее время в СМИ проходит негласная информация о ведущихся переговорах по согласованию кандидатуры на место Асада; в качестве компромиссной фигуры называется его заместитель Фарук аш-Шара, являющийся, как и большинство жителей страны, суннитом. Кроме того, по официально не подтверждённым сообщениям, Россия рассматривает возможность предоставления политического убежища Башару Асаду.


Значение для России. Во-первых, Россия, заблокировав в ООН антисирийскую резолюцию, выступила в качестве сдерживающей силы для предотвращения повтора ливийского сценария. Причём, данный шаг важен не только с точки зрения недопущения нарушения международного права и предотвращения новых жертв, в том числе и этнических, но и с позиции укрепления имиджа России, несколько пошатнувшегося после ливийских событий. Что касается версий о том, что Москва включается в разрешение сирийского конфликта, руководствуясь исключительно экономическими интересами, то данные предположения не выдерживают никакой критики: в качестве примера может служить та же Ливия, чьё новое руководство исключило пересмотр заключённых договоров с Россией.

 

Во-вторых, Россия всячески пытается принять меры для недопущения эскалации насилия в Сирии, тем самым привнося определённую лепту в поддержание мира и недопущение дестабилизации в регионе, поскольку падение Сирии, находящейся в самом центре арабского мира и имеющей серьёзный политический вес среди соседей , с высокой степенью вероятности автоматически может повлечь за собой вовлечение в конфликт соседних государств. К тому же, война в Сирии, по понятным причинам, коснётся Израиля и ближневосточного конфликта, масштабы последствий которых могут оказаться катастрофическими для всей существующей геополитической системы.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ


2011 год отмечен сразу несколькими знаковыми событиями в экономических отношениях стран бывшего СНГ.


Во-первых, с 1 июля в полном объёме начал работу Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. О своём желании присоединиться к организации также заявили Киргизия и Таджикистан.


Во-вторых, 18 октября был заключён Договор о зоне свободной торговли, который начнёт действовать с 2012 года. Соглашение подписали Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан. Азербайджан, Узбекистан и Туркмения также заявили о том, что рассматривают такую возможность. Всего пакет достигнутых договорённостей включает около 30 соглашений, в числе которых: соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля и о создании единой системы учёта граждан, въезжающих на территорию СНГ.


В-третьих, достигнуты договорённости между Россией, Белоруссией и Казахстаном по вопросу Единого экономического пространства государств , также открывающегося с началом 2012 года. Теоретически данный проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего Евросоюз. Предполагается, что новое экономическое объединение направлено на углубление интеграции, предполагающей свободное движение услуг, капиталов, рабочих сил, а также облегчение визового режима. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года. Свою заинтересованность в участии в ЕЭП выразили Киргизия, Абхазия, Украина, Армения. А к 2015 году планируется создать Евразийский экономический союз, который, по словам Дмитрия Медведева, «будет открыт для партнёров по ЕврАзЭС, СНГ или других партнёров» и «станет связующим элементом Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов». По мнению Владимира Путина, «экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект».


Значение для России. Продолжающаяся интенсификация экономического сотрудничества между странами постсоветского пространства благоприятна для России сразу по нескольким причинам. Прежде всего, это, разумеется, экономические факторы. Так, функционирование Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана позволило странам нарастить товарооборот, который, предположительно, по итогам 2011 г. составит 110 млрд. долларов. Всего же, в рамках СНГ товарооборот увеличился на 48%, превысив 134 млрд. долларов. Кроме того, озвученный Россией амбициозный план о создании Евразийского экономического союза с перспективой выхода на региональный, а затем и глобальный уровень мировой экономики, имеет и политический срез. Речь идёт даже не столько о реалистичности данного замысла, сколько о неком посыле для стран бывшего СНГ, которым демонстрируются перспективы и возможные преференции в случае будущего сотрудничества и у которых появляется альтернатива стремлению исключительно в прозападные организации и возможность укрепить отношения с Россией и в других сферах.

 

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ


16 декабря 2011 года переговорный процесс о присоединении России к ВТО, длившийся 18 лет, наконец увенчался успехом – 153 страны-члена организации проголосовали «за». Как отметил гендиректор ВТО Паскаль Лами, теперь, когда примкнула Россия, Всемирная торговая организация начнёт регулировать 97% мировой торговли. Лами также выразил надежду, что наша страна не предпримет каких-либо «обратных шагов», которые могли бы идти вразрез с принятыми Россией обязательствами, намекая на желание РФ оспорить законы ЕС в энергетической отрасти, ограничивающие контроль «Газпрома» над европейскими газопроводами.


Что касается официальной оценки переговоров российской стороной, то представитель делегации РФ Максим Медведков заверил, что Россия отстояла «то, что было абсолютно необходимо, и может, немного больше». В качестве иллюстрации к своим словам он привёл такие примеры, как сохранение права регулировать внутренние цены на газ, а также договорённости по сельскому хозяйству, в соответствии с которыми Россия сможет увеличить поддержку отрасти почти в два раза. Президент РФ Дмитрий Медведев также заявил, что переговоры с ВТО «завершились на условиях, полностью учитывающих интересы нашей страны». А бывший министр финансов Алексей Кудрин подсчитал, что присоединение к ВТО принесёт 3-4% дополнительного прироста ВВП России за 10 лет.


При этом о таких моментах, как до сих пор не отменённая США дискриминационная поправка Джексона-Вэника или о том, что в случае бюджетных ограничений Россия не сможет выполнить обещание об увеличении поддержки сельского хозяйства, спикеры умолчали. Как предпочли не акцентировать внимания и на опасениях представителей российской мясной и молочной отраслей, товары которых сегодня лучше всего защищены тарифно-таможенным регулированием и которые сильнее других могут пострадать от либерализации торговых правил. И уж, конечно, не стали комментировать причины бурной радости президента Грузии, чья страна была последней, кто препятствовал вступлению России в ВТО. Напомним, что в октябре 2011 года Швейцария подготовила и предложила России некие компромиссные предложения, снимающая возражения Тбилиси. Их суть свелась к получению согласия России на проведение аудита данных о внешней торговле Абхазии и Южной Осетии независимыми компаниями, «которые также будут помогать таможенным службам Грузии и России». Михаил Саакашвили назвал принятие данных условий Россией  «дипломатической победой», заявив: «Главное, что впервые после 1992–1993 годов мы добились, что в постоянном режиме будем получать полную информацию о передвижении всех грузов на территории Грузии в коридоре «Псоу – Верхний Зарамаг – Рокский тоннель». Естественно, наша окончательная победа будет тогда, когда не будет никаких международных мониторов и на этих участках грузино-российской границы будет таможня Грузии, и мы этого добьемся». Остаётся только догадываться, о передвижении каких грузов мечтает Михаил Саакашвили, учитывая положения новой концепции национальной безопасности Грузии.


Россия должна ратифицировать договор о присоединении к ВТО до июля 2012 года.


Значение для России. Большинство экономистов сходится во мнении, что вступление России в ВТО повлечёт за собой положительные экономические результаты для нашей страны. Так, в частности, МЭРТ заявил, что присоединение к организации приведёт к росту производства, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций, расширению рынков сбыта, развитию бизнеса с целью последующего экспорта продукции, повышению конкурентоспособности страны в целом, поскольку теперь страна не сможет защититься только пошлинами. Предполагается, что вступление России в организацию повлечёт за собой и падение цен на целые группы товаров, так, в частности, упоминаются иностранные лекарства, компьютеры, бытовая техника и электроника, автомобили, самолёты, продукты из рыбы, не произрастающие в стране овощи и фрукты и т.д. Скептики, правда, отмечают, что опыт Грузии и Украины свидетельствует не столько о падении цен для покупателей, сколько о росте прибыли продавцов. Что касается издержек и рисков, то к ним относят сферы промышленности и сельского хозяйства, которые необходимо перестроить в  течение переходного периода, с целью повышения уровня производительности. В банковском секторе негативные последствия от вступления Росси в ВТО на себе почувствуют мелкие игроки, которые будут вынуждены уйти с рынка, попросту не выдержав конкуренции. Впрочем, представители власти и правительства уже выступили с заверениями, что необходимые превентивные меры для недопущения стагнации в ключевых сферах будут приняты, а премьер-министр Владимир Путин пообещал защитить интересы отечественных производителей.

 

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРУЗИЕЙ РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ГЛАВНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ


И без того непростые отношения двух стран после событий августовской войны 2008 года в очередной раз претерпевают осложнения. Парламент Грузии утвердил новую Концепцию государственной безопасности, составленную «с учётом реалий 2008 года», согласно которой Россия позиционируется в качестве главной опасности. В документе говорится, что «главной целью» Российской Федерации является «превращение Грузии в несостоявшееся государство», создание препятствий в реализации её европейского и евроатлантического выбора и «возвращение Грузии на российскую орбиту насильственным путём». К числу важнейших угроз также отнесены: «оккупация территории Грузии» Россией, «риск новой военной агрессии со стороны Российской Федерации» и даже «организованные Россией с оккупированных территорий террористические акты». Также в концепции идёт речь о том, что «сдерживающим фактором этого риска» является «международная поддержка», оказываемая Грузии, а также присутствие наблюдателей ЕС на подконтрольном Грузии пространстве. Особо отмечается роль США в процессе «деоккупации» Грузии и развитии демократических институтов. Помимо этого, в части, касающейся конфликтов на Кавказе, отмечается, что Россия пытается инспирировать негативные настроения к Грузии среди населения северокавказского региона.


Как известно, несмотря на многочисленные доказательства того, что именно Грузия в 2008 году стала агрессором, напав на Южную Осетию, мировое сообщество с подачи США до сих пор не признало данный факт, создав ситуацию двусмысленности и выдвигая аналогичные обвинения в адрес России. Таким образом, используя столь любимую американцами практику подмены фактов, искажающую реальность до стадии приемлемости интересам их страны, США не только ведут полноценную информационную войну, продолжают вооружение грузинской армии, осуществляют финансовую подпитку антироссийского политического режима и соответствующих настроений в Грузии, но и пытаются придать данным процессам легальный и чуть ли не легитимный характер.


Значение для России. Помимо того, что озвученная Грузией позиция усугубляет не только двусторонний конфликт с Россией в понятных политических и экономических составляющих, он также становится всё более опасен с точки зрения возобновления военных и национальных столкновений с населением Южной Осетии. Напомним, что версия Грузии сводится к обвинениям в адрес России, якобы пытающейся отнять Южную Осетию у Грузии, в то же время Южная Осетия заявляет о нежелании лишаться суверенитета и становится жертвой грузинской аннексии. Таким образом, нельзя исключать, что Грузия может повторить попытку насильственного присоединения республики, которая вновь приведёт к вооружённому противостоянию с Россией, поскольку власти Южной Осетии ни у кого кроме России поддержку получить не могут.  Следовательно, милитаризация Грузии со стороны США и НАТО чревата не только повторением войны между братскими народами и дестабилизацией Северного Кавказа – одного из самых чувствительных и уязвимых с точки зрения национальных интересов регионов России, но и окружением нашей страны недружественным военным кордоном со стороны Востока. Последний факт наглядно подтверждает в очередной раз озвученное в 2011 году на самом высоком уровне заявление стран НАТО о решимости присоединения Грузии к североатлантическому альянсу. Сама Грузия приравняла данные обещания к полномочиям фактического члена ПДЧ , что юридически не соответствует действительности, но по фактическому положению дел НАТО помогает данной стране никак не меньше. Более того, в законопроекте бюджета Пентагона на 2012 год, за принятие которого уже проголосовал Конгресс, фигурирует углубление военного сотрудничества с Грузией, в результате чего Тбилиси получит новые вооружения от США, а возможно, и от стран НАТО.

 

ОТСТРАНЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ЭДУАРДА КОКОЙТЫ ОТ ВЛАСТИ ОППОЗИЦИЕЙ


29-30 ноября 20011 года в Южной Осетии начались волнения недовольных итогами выборов, получившие в прессе название «снежной революции». Митингующие требовали признания победы оппозиционного кандидата Аллы Джиоевой, которая, по предварительным данным ЦИК республики, набрала более 56% голосов  и отставки Эдуарда Кокойты.  В течение восьми дней сторонники Джиоевой находились у Дома правительства, где был разбит палаточный лагерь, выступая с лозунгами об отставке действующего президента, который, в свою очередь, заявил о том, что не допустит смены государственной власти путем «оранжевой революции». 1 декабря Джиоева предупредила, что после 18:00 вся ответственность за происходящее в республике будет лежать на Кокойты, намекая на возможные беспорядки. Ситуация накалилась до такой степени, что для разрешения внутриполитического спора подключилась в качестве консультанта и российская сторона, в лице начальника управления по межрегиональным и культурным связям и замглавы администрации президента России Сергея Винокурова. 9 декабря после закрытых переговоров Кокойты и Джиоевой последовало сложение президентских полномочий Кокойты и смягчение требований оппозиции – Джиоева призвала своих сторонников расходиться по домам. Таким образом, за довольно короткий срок оппозиция добилась включения отстранённой от президентской гонки Джиоевой в предстоящую повторную выборную кампанию главы республики, итоги которой будут подведены в марте 2012 года. В настоящее время и.о. президента назначен экс-премьер Южной Осетии Вадим Бровцев.


Значение для России. Несмотря на то, что благодаря усилиям России всё же удалось провести мирные переговоры сторон и, возможно, избежать гражданской революции, тем не менее, ситуация представляет некоторую сложность. Во-первых, единство и консенсус общества и власти в Южной Осетии всё ещё достаточно зыбки, и нельзя исключать, что не найдутся сторонники дестабилизации внутриполитической ситуации в стране. Во-вторых, произошедшее может послужить сигналом для других стран постсоветского пространства к интенсификации уличных забастовок и бунтов как образца универсального и эффективного способа отмены решений правящего режима. К сожалению, большинство исторических примеров свидетельствует о том, что подобных протесты, как правило, всё же перетекают в насильственное русло и не только влекут за собой большое количество жертв, но и зачастую служат основанием для вмешательства третьих стран во внутриполитические процессы с последующей монополизацией власти в них.

 

ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ РФ-НАТО ИЗ-ЗА ПРОДОЛЖАЮЩЕГОСЯ РАСШИРЕНИЯ ПРО


Как известно, разногласия стран в связи с расширяющейся ПРО возникли после распада СССР и Варшавского договора, когда США и НАТО нарушили взятые на себя обязательства по непродвижению на Восток. К последним наиболее известным попыткам урегулирования этой конфронтации являются заявленная Медведевым и Обамой  политика «перезагрузки», и предложение России по созданию совместной коллективной евроПРО. Выразив на словах полное согласие с необходимостью нормализации двусторонних отношений, США, тем не менее, продолжают проведение политики «двойных стандартов», руководствуясь своими интересами. Только в 2011 г. были заключены соглашения США о размещении ПРО в Румынии  и Турции. На логичные возражения России, обеспокоенной милитаризацией столь близкого региона, представляющей угрозу национальной безопасности нашей страны , США и НАТО ответили, что оснований для волнений нет, ПРО не направлена против России , а призвана защищать от угроз, исходящих со стороны Ирана. А когда Москва потребовала соответствующих письменных юридических гарантий, США и НАТО отказались их давать , вновь оставшись лишь на уровне «дружественной» риторики. Не согласились партнёры по «перезагрузке» и на предоставленный Россией план евроПРО , даже с учётом широких возможностей, предусмотренных данным документом. Кроме того, США не исключили, что «боевые корабли могут быть развёрнуты не только в Средиземном, но и Чёрном, Баренцевом, Северном, на Балтике». Таким образом, Москва оказалась в условиях всё расширяющегося окружения военным кордоном и, протестуя против одностороннего вооружения, заявила об ответных мерах. 23 ноября Дмитрий Медведев выступил с заявлением, сообщив о введении в строй Калининградской РЛС, а также перечислил возможные шаги, которые Россия предпримет, если НАТО не прекратит свою агрессивную политику, вплоть до развёртывания ударных группировок на западе России и выхода из договора СНВ. Ответом США и НАТО стало выражение сожалений о подобном решении РФ и заявление о дальнейшей приверженности своим планам по продвижению ПРО, вне зависимости от мнения России. Специалисты полагают, что «точка невозврата» в диалоге Москвы и Запада может наступить после саммита НАТО в Чикаго, запланированного на май 2012 года, где будет утверждаться решение о создании глобальной ПРО всеми членами альянса.


Значение для России. Очевидно, что политика «перезагрузки» всё больше приобретает эфемерный характер. США и НАТО де-факто проводят конфронтационную политику по отношению к нашей стране. Мы же раз за разом всячески стараемся «не заметить» этот простой факт, даже сейчас подчёркивая, что дверь для переговоров остаётся открытой. Очевидно, что компромиссный путь развития отношений уместен лишь тогда, когда обе стороны готовы идти на некие уступки для достижения общей цели, в настоящее же время мы наблюдаем, по сути, агрессивную наступательную политику со стороны альянса и США и череду бесконечного соглашательства и уступок со стороны России. Представляется, что в сложившейся ситуации необходимо предпринять ряд практических шагов, прежде всего, военно-технического характера, причём, сделать это заблаговременно, не дожидаясь очередного недружественного шага со стороны США или НАТО. Этот вариант, при первом приближении кажущийся жёстким, фактически повлечёт за собой гораздо больше дивидендов, поскольку, как известно, американцы реагируют исключительно на фактор силы и руководствуются только им, чему есть множество исторических подтверждений. Сохраняя же нынешнюю инерцию, мы рискуем оказаться в ловушке, когда не будет речи уже не только о какой-либо пропорциональности, но и оборонительная функция нашей страны попросту окажется под угрозой, поскольку «через несколько лет начнётся массовое списание отечественных межконтинентальных баллистических ракет». В настоящее время некоторыми российскими экспертами высказывается необходимость создания самостоятельной, не зависящей от Запада, системы ПРО.

 

ВОЗМОЖНОЕ НАПАДЕНИЕ НА ИРАН


Очередным витком напряжения в отношениях Запада и Ирана стал обнародованный в ноябре 2011 года доклад МАГАТЭ, из которого следует, что исламская республика занималась и продолжает заниматься разработкой «ядерного взрывного устройства». Иран назвал предъявляемые выводы политизированными и вновь заверил мировую общественность в исключительно мирном характере своей ядерной программы, выразив готовность к дальнейшим переговорам в формате «пять плюс один». Специалисты также отметили, что прямых доказательств разработки Ираном ядерной военной программы по-прежнему нет, а источники МАГАТЭ, на основании которых агентство предъявило прямые обвинения, анонимны, а потому предъявляемые обвинения недостаточно аргументированы. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «С Ираном ситуация идёт по пути, который кто-то начертал исключительно из необходимости нагнетать конфронтационность и нагнетать сценарий, похожий на смену режима. В последнем докладе гендиректор МАГАТЭ решает квалифицировать известные в течение восьми лет факты как доказывающие, что военная программа есть. Вы видели, какой шум сейчас поднялся и в Израиле, и в Европе, и в США».


Данное предположение оказалось недалеко от действительности, СМИ пестрели сообщениями о приближающейся военной кампании против Ирана, обусловленной необходимостью превентивного купирования ядерной угрозы. США, Канада, Великобритания и Франция ввели очередные санкции против Тегерана. Президент Израиля Шимон Перес заявил, что возможная «атака на Иран» со стороны его и других стран становится «всё более и более вероятной». Не исключил нанесения упреждающего удара США по ИРИ и глава Пентагона «в случае, если разведывательные данные зафиксируют, что Тегеран продолжает работу над ядерной программой», предположив, что до создания атомной бомбы республике остался год. Американская пресса писала, что технологию создания ядерного оружия показал иранцам советский ядерный физик Вячеслав Даниленко , и что только первый удар по исламской республике обойдётся американским налогоплательщикам в 1 млрд. долларов. Британские СМИ также называли дату предполагаемого броска, правда, несколько отличную от американской версии; согласно ей, Израиль «при тыловой поддержке США» атакует Иран «к Рождеству» или в начале 2012 года. Прошла и информация о том, что США развернули масштабную программу по наращиванию мощи аравийских монархий для последующего сдерживания Ирана.


Таким образом, несмотря на сотрудничество Ирана с МАГАТЭ, а также на то, что «достоверные сведения о наличии военной составляющей отсутствуют» , иранская ядерная программа объявлена угрозой планетарного масштаба и, вполне возможно, мы станем свидетелями попыток свержения режима аятолл и демонизации Махмуда Ахмадинежада. Впрочем, верховный командующий Революционной гвардии Ирана предупредил, что в случае, если Израиль и США нанесут удар по объектам республики, Тегеран атакует системы ПРО НАТО в Турции. Эксперты полагают, что в случае атаки Израиля Иран поддержат и нанесут ответный удар Сирия, ливанская «Хезбалла», а также палестинские террористические организации «ХАМАС», «Исламский джихад», «Комитеты народного сопротивления», «Армия ислама».


Значение для России. Следует отметить, что Россия систематически и на протяжении довольно длительного периода времени выступает в качестве силы, сдерживающей антииранскую агрессию мирового сообщества. Это обусловлено целым рядом факторов, к важнейшим из которых можно отнести, во-первых, стратегическую значимость Ирана для России в регионе, занимающего дружественную политическую позицию по отношении к нашей стране и являющегося неким противовесом глобальной экспансии США и НАТО. Во-вторых, Россия последовательно выступает за приверженность международному праву, а Иран, как известно, не отказывается от осуществления допуска международных инспекторов на ряд своих объектов. В-третьих, наша страна полагает, что путь наложения санкций не способствует выработке конструктивных решений и эффективного решения проблем. Кроме того, Иран – важный экономический партнёр России, с которым мы работаем в сфере военно-технического сотрудничества, энергетики и науки. В-четвёртых, Тегеран является важным пунктом для ведения переговоров с западными партнёрами, затрагивающих уже интересы самой России.

 

КОНФЛИКТ ПАКИСТАНА И США


Осложнение двусторонних отношений США и Пакистана происходило за 2011 год дважды. Первый раз виной обострения стало убийство американскими спецслужбами Усамы бен Ладена, укрывавшегося на территории Пакистана. Исламабад выразил тогда США возмущение фактом нарушения суверенитета страны, поскольку разрешения на проведения операции и вторжения на свою территорию государство не давало. Но наиболее серьёзное усугубление конфликта между Пакистаном и США произошло в конце ноября, когда вертолёты НАТО совершили авианалёт на пакистанский блокпост вблизи афганской границы, в результате которого 28 военных погибло и 14 получили ранения. Некоторые СМИ сообщали, что авиация альянса приняла блокпост за лагерь талибов. Пентагон заявил, что причиной инцидента послужило неверное отображение информации о расположении пакистанских солдат на картах войск НАТО и что войска действовали в целях самообороны. Иную оценку произошедшему дал представитель командования вооружённых сил Пакистана генерал-майор Исхак Надим, назвав авиаудар НАТО «намеренным актом агрессии». И, несмотря на то, что свои соболезнования практически сразу же выразили и президент, и госсекретарь США , Исламабад остался непреклонен и заявил о намерении полного пересмотра всех отношений с Вашингтоном, включая военные, разведывательные и дипломатические договоры с США и НАТО. Кроме того, Пакистан потребовал в 15-дневный срок освободить авиабазу Шамси в провинции Белуджистан,  где базировались беспилотные летательные аппараты США, и решил перекрыть маршруты поставок тылового обеспечения международного контингента в Афганистане, проходящие через территорию Пакистана. Также пакистанские военнослужащие получили полную свободу действий в случае новых атак НАТО, не дожидаясь одобрения командования , а правительство заявило о размещении средств ПВО на западной границе Пакистана в целях недопущения вторжения иностранных самолётов и вертолётов со стороны Афганистана.


Значение для России. Учитывая тот факт, что через территорию Пакистана проходит более 70% тылового обеспечения для нужд международной коалиции в Афганистане, принятые Исламабадом решения являются серьёзным затруднением для США и НАТО. По сути, основными путями доставки грузов и горюче-смазочных материалов коалиции служили портовый город Карачи, а поскольку в Афганистане нет железных дорог, перевозки осуществлялись по северному маршруту – через пограничный пост Торхам, и южному – через Чаман. При этом дорога через Хайберский проход и Торхам, закрытая пакистанскими властями, считается наиболее удобной для транспортировки грузов на территорию Афганистана. Таким образом, с перекрытием этого канала встаёт логичный вопрос об альтернативном пути доставки грузов НАТО и США. Принимая во внимание, что одним из главных требований Исламабада к Вашингтону является получение официальных извинений , от которых США отказались в лице Обамы , а также то, что транспортировка грузов альянса через территорию Ирана представляется утопичной, таким каналом для США и НАТО в настоящее время может стать  Россия. Поступление данного предложения нашей стране тем более вероятно, что даже сейчас, в  период определённого «охлаждения» между странами, афганский трек, являясь одной из немногочисленных компромиссных проблематик, заинтересованность в разрешении которой систематически выражают обе стороны, может стать удобным предлогом для сохранения политики «перезагрузки».
 

Версия для печати