Направления развития профобразования в РФ

ПО ИТОГАМ ГОССОВЕТА: ОБ ОСНОВНЫХ ОРИЕНТИРАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

 

31 августа 2010 года в Кремле состоялось совместное заседание Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Главной темой обсуждения стало развитие профессионального образования в стране. Выступая перед собравшимися, Президент РФ Дмитрий Медведев констатировал, что российская система образования пока недостаточно конкурентоспособна. По его словам, в стране существует резкий перекос в сторону высшего образования и, вместе с тем, очевидная нехватка специалистов с начальным и средним профессиональным образованием.

 

Д. Медведев отметил, что традиционно все недостатки системы образования объясняются нехваткой финансирования. Однако за последние годы в отечественном образовании были сконцентрированы огромные ресурсы. «В прошлом году консолидированный бюджет системы образования, причём без частных вкладов граждан, составил триллион 750 миллиардов рублей. Это очень большие деньги, даже для такого крупного государства, как Россия. В этом году он практически на 100 миллиардов больше, то есть триллион 850 с лишним миллиардов. И такими деньгами необходимо правильно распоряжаться» , — сказал глава государства.

 

Президент сделал неутешительный вывод: «несмотря на то, что мы тратим большие деньги на наше образование, несмотря на то, что мы привыкли гордиться хорошими основами, которые были заложены много лет назад в систему государственного образования в нашей стране, наша система образования слабо конкурентоспособна».

 

«Для полномасштабной модернизации образования требуются новые шаги» — заявил президент и далее пояснил, какие именно:

 

  • «окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и встроить профессионально-техническое образование <…> в процесс модернизации»;
  • «ключевым ориентиром должно стать высокое качество подготовки во всех звеньях: и в начальном, и в среднем, и в высшем профессиональном образовании»;
  • «бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов», для чего необходимо

 

  1. завершить разработку профессиональных стандартов
  2. создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы
  3. обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, в которых есть реальная потребность у работодателей и которые подготовлены для участия в модернизации российской экономики;

 

  • одной из важных задач является создание так называемых цепочек в сфере образования, а именно цепочки лицей–колледж–университет, участники которой работают в непосредственном контакте с работодателями;
  • для обеспечения переориентации профессионально-технического образования на нужды перспективных производств необходимы регионально-отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах.

 

«Будущий облик профессионального образования может быть сформирован в совместной работе только регионами, отраслевыми лидерами и профессионально-общественными объединениями», — заявил в своем докладе министр образования и науки Андрей Фурсенко. Главное — понять, «чему учить, как учить и как оценивать успешность и качество», считает министр. Обучать, по его словам, нужно прежде всего специальностям, которые «требуются в приоритетных направлениях модернизации» (медицинская техника и фармацевтика, космические технологии и телекоммуникации, компьютерные технологии, ядерные технологии, энергоэффективность и ресурсосбережение). Эффективным же профобучение станет лишь при «тесном сотрудничестве с бизнесом».

 

В ходе заседания был также поднят вопрос о популяризации рабочих профессий. Участники вспомнили, как в советские годы эту задачу успешно решало отечественное киноискусство. Сегодня же представление о рабочей специальности дают лишь Равшан и Джамшут — персонажи юмористической телепередачи «Наша Раша».

 

Закрывая заседание Госсовета, Д. Медведев высказался за радикальные изменения профессионального образования, так как без этого «никакая модернизация у нас не получится».

 

ДИСКУССИЯ

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

 

Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, директор Федерального института развития образования  надеется, что все будущие решения, направленные на реформу профессионального образования, будут базироваться не на текущей демографической ситуации, сообразно которой уже закрываются малокомплектные школы и составляются планы по закрытию вузов. Если власти действительно нацелены на построение «креативной экономики», то нельзя выделять какое-либо звено в образовании (школа, колледж или вуз), объявляя его приоритетным. Главное сегодня, по его словам, создать «особый контур интеллектуально-инновационного цикла жизни России», который включал бы в себя все звенья и процессы — «от интеллектуального потенциала школы к интеллектуальному потенциалу общества в сетевом столетии». Ключевой же вопрос профессионального образования, по мнению эксперта, в том, как дать верный прогноз, поскольку потребности рынка в кадрах «меняются каждый год».

 

Даниил Дондурей, кандидат философских наук, главный редактор журнала «Искусство кино»: «Рабочий был основным героем советской мифологии. Считалось, что он в центре вселенной, то есть он самый благородный, самый важный, противостоит несправедливости, богатству, рынку, буржуазному миру, Западу, честный, настоящий, великий. В общем, рабочий был даже выше, чем секретарь горкома. На практике к концу 70-х, к 80-м годам рабочих стали сменять ученые, служащие, работники сферы услуг, люди с высшим образованием. Постепенно мы перешли к эре белых воротничков. Сейчас значительное большинство населения имеют высшее образование. Выпускники ПТУ уже не являются нашими кумирами и кумирами девушек. В будущем обществе рабочий класс, безусловно, не будет лидирующим. <…> В последнее время рабочие — в том числе и в кино — маргиналы, аутсайдеры. Впереди были милиционеры и бандиты. <…> Два года назад мы проводили исследование, связанное с телесериалами, которые составляют центр встречи российского зрителя и кино. Так вот в телесериалах 57 из 100 героев связаны с преступлениями: или преступники, или судьи, или заказчики, или менты, или жертвы. Рабочие не могут претендовать даже на десятую долю этого места. <…> Чтобы поднимать престиж рабочего, нужно, на мой взгляд, начать с престижа продуктивности вообще, то есть с тезиса о том, что важен труд, важен креатив, важны гуманные человеческие отношения, важно не воровать, а продавать свое какое-то усилие. Думаю, культура, сформированная последние 25 лет, включая горбачевские годы, не способствует этому. Более того, я думаю, что телеканалы не умеют зарабатывать на позитивном образе рабочего, поэтому по итогу, я думаю, они будут бойкотировать призыв Медведева. Они просто разучились такое показывать. Или можно всех бандитов и преступников из бизнесменов переписать в рабочие, и тогда они станут героями. Но это, наверное, не то, чего хотел президент страны».

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ О РЕФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

 

В. ШПОРТ (Губернатор Хабаровского края): «Мы видим, что от нехватки специалистов страдают предприятия, а кое-где происходит перенасыщение кадрами. Такие процессы есть и в Хабаровском крае, но мы работаем в этом направлении. Создаем новые формы образовательных учреждений, например, лицеи, которые содержат предприятия. Создаем при вузах бизнес-инкубаторы. Вкладывая деньги в образование, мы должны иметь отдачу».
(ИА Regnum)

 

А. ВИННИКОВ (Губернатор Еврейской АО): «Важно то, что Президент сделал акцент на подготовке рабочих кадров, специалистов среднего звена, которых сегодня не хватает нашим предприятиям. Нам предстоит заняться созданием программ подготовки кадров, необходимых для нашей экономики. К работе над этими программами будем привлекать руководителей различных предприятий, предпринимателей, заинтересованных в обучении специалистов, то есть с учетом потребностей реального сектора экономики. Еще хотел бы отметить одно принципиально важное направление. Это возможность многоуровневого финансирования учебных комплексов. То есть, когда поддержку им смогут оказывать одновременно и федеральный, и региональный бюджеты».

(vostokmedia)

 

В. ЯКУШЕВ (Губернатор Тюменской области): «Мы объединили высшее и среднее образование в одно юридическое лицо. Это дает возможность поэтапного получения образования и естественный отбор студентов. Если мы видим, что у человека больше качеств получить профессиональное образование и потом трудиться, то даем ему такую возможность».
(ГТРК «Регион-Тюмень»)

 

А. ГОРДЕЕВ (Губернатор Воронежской области): «Хорошо, если бизнес окажет поддержку этому направлению. Причем работа должна строиться на основе долгосрочных программ, тогда мы получим 100-процентный заказ на кадры. <…> На сегодняшний день у нас существует перекос в сторону высшего образования, поэтому необходимо повышать престиж рабочей профессии. Высокопрофессиональные рабочие кадры реально востребованы, но их не хватает».
(Kommuna.ru)

 

В. КРЕСС (Губернатор Томской области): «Эта система [начального и среднего профессионального образования] выстроена еще в советское время исключительно по отраслевому принципу, как часть планового снабжения отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами. <…> Между тем, потребность в новом рабочем классе пост-индустриального времени очевидна. <…> Нужно продолжить национальный проект «Образование» в части начального и среднего профобразования. <…> Необходимо внести изменения и не облагать налогом зарабатываемые училищами средства — пусть они их направляют на рост заработной платы и укрепление материальной базы».
(Интерфакс)

 

А. КАРЛИН (Губернатор Алтайского края): «Президент просит представить ему предложения, которые направлены на оптимизацию состава рабочих специальностей. Существующие тарифные квалификационные сетки должны быть оптимизированы и предусматривали набор именно тех рабочих специальностей, которые востребованы экономикой страны. Применительно к Алтайскому краю мы имеем в виду, что состав рабочих специальностей будет учитывать приоритетные направления аграрного комплекса, промышленности Алтайского края, в частности, биофармацевтики, пищевой, перерабатывающей промышленности».
(Официальный сайт Алтайского края)

 

И. ЯРОВАЯ (депутат ГД, сопредседатель Совета по качеству образования при Президиуме Генсовета «Единой России»): «Задача, стоящая сегодня перед Министерством образования и науки, заключается в том, чтобы разработать программу взаимодействия не только с Минэкономразвития, но и с крупными, стратегически важными предприятиями, чтобы на нынешнем этапе понять уровень запроса по конкретным специальностям, соотнести это с реальными возможностями системы профессионального образования. Думается, необходимо также понимание того, какие специалисты среднего звена буду обслуживать амбициозные проекты, такие, например, как Сколково. Считаем, что при доработке нового закона об образовании в нем должны быть отражены современные подходы к формированию профессиональных учебных заведений и системы распределения кадров»
(edinros.ru)

 

М. БУДАРГИН (Заместитель руководителя управления интернет-проектов ЦИК партии «Единая Россия»): «Проблема не в том, что высшее образование получает много народу, а в том, что качество этого высшего образования не выдерживает никакой критики. Отчасти, создание внятно работающей и ориентированной непосредственно на бизнес системы профессионального образования может решить эту проблему. Когда профессиональное образование станет по содержанию не уступать в каких-то аспектах высшему, можно будет говорить о том, что там, где раньше люди шли получить высшее образование, им хватит и профессионального».
(edinros.ru)

 

В. ПАНОВ (депутат ГД): «Одним их ключевых звеньев в этой цепочке между работниками и бизнес-сообществом являются объединения работодателей, которые разрабатывают регионально-целевые прогнозы потребности в кадрах. Система образования и работодатели должны наладить постоянное взаимодействие, причем это, как видится, взаимовыгодный процесс. Работодатели, формируя заказ на квалифицированных работников, и тем самым обеспечивая себе тыл для развития, получают доступ к образовательному процессу, а образовательные учреждения — возможность привлечения дополнительных источников финансирования».
(ИА Regnum)

 

 

СТОИТ ЛИ РАЗВИВАТЬ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ ЗА СЧЕТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

 

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов: «Сейчас ситуация, на мой взгляд, такова, что мы эту сферу образования [профтехобразование] в целом почти что потеряли. <…> Перекосы во всей системе образования давно уже пора ликвидировать. Действительно, складывается впечатление, что у нас вузов уже больше, чем абитуриентов, а квалифицированных рабочих днем с огнем не найти. <…> Переподготовка кадров и перепрофилирование учебных заведений — дело совершенно естественное. Конечно, при такой запущенности проблемы сделать это будет нелегко. Но сама проблема вполне решаема. Было бы желание.

 

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина игумен Лука (Степанов): «Инициатива Президента может уничтожить остатки благополучной советской системы высшего образования, и конечно, абсолютное большинство педагогического сообщества высшей школы ее воспримет болезненно. Формальное слияние университетов, следуя каким-то математическим финансовым соображениям, безусловно, приведет к разрушению их внутреннего духа и традиций. <…> Сейчас мы видим воплощение идеи, согласно которой все высшее образование должно зарабатывать само на себя. Но такой принцип — крайне нерассудительный. Хочу заметить, что сама переподготовка преподавателей для работы в ПТУ тоже требует больших денег. И рассчитывать на особый энтузиазм педагогов в этом случае не стоит. <…> Мне приходится преподавать в учебных заведениях различного профиля и, поверьте, вузовская аудитория по уровню интеллекта и желанию учиться существенно отличается от аудитории профтехучилищ».

 

Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы, священник Филипп Ильяшенко: «Известно, что наш министр образования — человек ангажированный, зачастую проводящий конъюнктурные решения, не согласуясь с мнением образованной общественности. Пример тому ситуация с ЕГЭ: когда всем очевидна была негодность такой системы экзаменовки, г-н Фурсенко рапортует об успешном внедрении единого экзамена. Сейчас новая «вводная» Президента направлена на разрушение вузов изнутри и не думаю, что голос преподавателей высших учебных заведений и в этот раз будет услышан. А мнение здесь однозначно: педагогов вузов хотят заставить идти преподавать для тех молодых людей, которые не хотят и не умеют учиться, которые не приложили усилий, чтобы поступить в вуз. <…> Я думаю, что «дно» падения спроса на высшее образование в связи с демографическими проблемами начала девяностых уже состоялось. Но в скором будущем оно, очевидно, будет преодолено за счет роста рождаемости в начале двухтысячных — и что тогда будет с абитуриентским конкурсом, если к тому времени число вузов сократится? У нас уже есть пример с детскими садами, которые в свое время по той же демографической причине активно сокращали, а теперь не знают, как решить проблему с их нехваткой. Поэтому, хочу призвать власть предержащих прежде принятия окончательного решения хорошенько взвесить все "за" и "против"».

 

Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев: «Я согласен с тем, что сейчас преподавателей вузов больше, чем того требует реальный кадровый спрос. И здесь решение сократить часть вузов, с моей точки зрения, оправданно: в стране слишком много людей, которые, получив диплом о высшем образовании, не могут устроиться на работу. <…> Безусловно, преподаватели вузов не примут «на ура» инициативу Президента. Но в том, чтобы переподготовка педагогов состоялась и часть их была направлена для работы в провинцию, есть, действительно, крайняя необходимость».

 

Руководитель пресс-службы Cовета муфтиев России Гульнур-ханум Газиева: «Я по своему кандидатскому образованию демограф и о демографическом провале девяностых и его последствиях знаю достаточно. Разговор о том, что в стране нет необходимости в таком количестве специалистов с высшим образованием, уже был начат давно, еще в начале этого столетия. <…> Мне кажется, что вопрос с пополнением кадров ПТУ за счет преподавателей вузов можно решить, если заинтересовать людей финансово, — к примеру, подняв уровень зарплат в средних специальных учреждениях. С другой стороны, сокращение преподавательского состава в вузах будет постепенное. <…> Хочу заметить, что сегодня в мире требования к рабочим с профессиональной подготовкой достаточно высокие. В плане общего образования это люди «подкованные». Безусловно, бывшим педагогам вузов придется в какой-то степени «снизойти» до своей аудитории в ПТУ, но надо помнить, что в ней находятся те же выпускники средних школ, что и в студенческой аудитории».

 

Доцент кафедры культурологии МФТИ, кандидат богословия, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета Виктор Лега: «Я согласен, что в стране слишком много вузов. Но их количество само должно регулироваться количеством абитуриентов. Если вузы невостребованы, то они сами исчезнут, без «помощи» извне». <…> К сожалению, многие абитуриенты идут в вузы только потому, что не хотят служить в армии. И если бы этого печального факта не было, высших учебных заведений было бы меньше. Что же касается переподготовки преподавателей вузов для работы в ПТУ, то эта идея, мягко говоря, неразумна. <…> Для преподавания в ПТУ надо готовить свои высококвалифицированные кадры, а не «затыкать» их кадровые «бреши» случайными вузовскими работниками».

 

 

ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 г., обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался «поденный корм» и в обязанности которых входило «спрашивать уроки у товарищей».

 

Считается, что появление профессионального образования в современном его понимании — это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году Петром была учреждена в Москве «Школа математических и навигацких наук», навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.

 

В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном обеспечении. Количество обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в 1711 — 500 человек. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся навигаторских классов проходили практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа носила сословный характер, готовила к различным областям государственной службы.

 

В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России.

 

Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX — начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914-15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.

 

После революции в России средние профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально – технического образования». Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетней школы, 40-50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.

 

Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.

 

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки проблем высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В этот период были разработаны стабильные учебные планы.

 

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

 

В 1960-е годы возросло внимание к проблеме профориентации молодежи в школах. В частности, был проведен эксперимент по средним профтехучилищам, где совмещалась специальная подготовка с получением среднего образования. С 1970 по 1980 год их число (они появились в 1969–1970 учебном году) увеличилось в 6,5 раз, то есть достигло почти 4 тыс. Число обучающихся выросло в 11,5 раза — со 180 тыс. до 2,069 млн. человек. Многие затем шли в вузы: в 1978 году из 24 тыс. выпускников профтехучилищ поступили в высшие учебные заведения 1,1 тыс. человек .

 


СТАТИСТИКА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Источник данных: Росстат)


ЧИСЛО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА), ВСЕГО, ЕДИНИЦ

 

 

 

 

ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВСЕГО, ТЫС. ЧЕЛ.

 

 

 

 

РОССИЯНЕ О ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(По данным ВЦИОМ)

 

С точки зрения наших сограждан, главным мотивом получения высшего образования является сегодня диплом для трудоустройства на хорошую работу(33%). Это мнение наиболее характерно для 25-34-летних респондентов (36%). На втором месте — получение специальных знаний, для того чтобы стать профессионалом (25%). Этот мотив наиболее склонны указывать россияне старше 45 лет (27-28%). Значительно реже россияне считают, что к учебе в ВУЗе люди стремятся для того, чтобы делать карьеру (12%, это мнение наиболее характерно для 18-24-летних и 35-44-летних — по 15%), расширять кругозор (10%), оказаться в культурной среде или потому, что так принято (по 6%), повысить свой социальный статус (5%). В меньшинстве — те, кто считает, что молодежь получает высшее образование, чтобы не служить в армии (2%).

 

В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как Вы думаете, зачем им это нужно?(закрытый вопрос, один ответ)

 

Всего

Возраст, лет

18-24

25-34

35-44

45-59

60 и старше

Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу

33

32

33

36

32

32

Чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом

25

25

20

23

27

28

Чтобы сделать карьеру

12

15

12

15

12

9

Чтобы получить новые знания, расширять свой кругозор

10

9

12

6

10

10

Чтобы оказаться в культурной, образованной среде

6

6

7

4

5

6

Потому что сегодня так принято

6

5

7

5

7

5

Чтобы повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения

5

4

6

8

4

5

Чтобы не служить в армии

2

3

2

1

1

1

затрудняюсь ответить

2

0

2

1

3

3

 

При этом каждый второй россиянин (50%) уверен: найти работу выпускнику ВУЗа удается лишь с большим трудом. Еще четверть наших сограждан (24%) полагают, что трудоустроиться человеку, только что получившему диплом о высшем образовании, практически невозможно. 12% считают, что работу найти можно, приложив небольшие усилия. Лишь 2% убеждены, что выпускник ВУЗа легко может трудоустроиться. 13% затруднились ответить.

 

Как Вы считаете, насколько сложно выпускникам вузов найти работу после окончания обучения?(закрытый вопрос, один ответ)

 

Всего

Найти работу выпускнику вуза легко

2

Чтобы найти работу выпускнику вуза приходится приложить небольшие усилия

12

Работу выпускнику вуза удается найти только с большим трудом

50

Найти работу выпускнику вуза практически невозможно

24

затрудняюсь ответить

13

 

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах

 

Скачать в формате PDF 

Версия для печати