Воспитание здорового поколения - стратегическая задача России

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ВОСПИТАНИЯ

ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

«Воспитание здорового поколения —
стратегическая задача России»

В.В.Путин

 

Дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране. Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.


«Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родители несут основную ответственность за обеспечение необходимого уровня жизни. Обязанность государства состоит в том, чтобы создать соответствующие условия для реализации этой ответственности. Обязательства государства могут включать оказание материальной помощи родителям и их детям», — таковы основополагающие принципы воспитания подрастающего поколения, прописанные в Конвенции о правах ребенка.


Политика по воспитанию здорового поколения в основном проводится через следующие законодательные документы:

 

  • Всемирная Конвенции о правах ребенка;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;
  • Федеральная целевая программа (ФЦП) «Дети России» на 2007 2010 годы (охватывает 7,5 миллиона детей);
  • Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

 

Каким же видится положение подрастающего поколения с позиций сегодняшнего дня? Весьма тревожным, поскольку человеческий ресурс страны находится на грани исчерпания. Высокая детская смертность, широкое распространение инфекционных, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, психических расстройств, угроза разрушения духовного здоровья нации, — все это требует принятия скорейших мер.

 

В России насчитывается более 29 миллионов несовершеннолетних граждан. Ежегодно детское население России снижается на 1 миллион человек, а число детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в сиротских учреждениях, возрастает на 4 6 тысяч человек в год. Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет около 730 тысяч человек, 180 тысяч из них живут в государственных учреждениях (в стране более 5 тысяч детских домов, приютов и интернатов. Около 30% детей рождаются вне брака. По разным оценкам, в России от 20 до 100 тысяч беспризорных детей. С каждым годом уменьшается число здоровых детей. Только 32% детей в стране признаны здоровыми, 52% имеют функциональные отклонения, из них более 16% — хронические заболевания. Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. 600 тысяч детей официально признаны инвалидами.

 

Воспитание здорового поколения – это комплексная задача, решаемая в данный момент государством. Наиболее значимыми, на наш взгляд являются следующие аспекты:

 

  • демография: забота о материнстве и детстве;
  • здравоохранение: физическое и психологическое здоровье граждан;
  • воспитание и социализация.

 

 

ДЕМОГРАФИЯ: ЗАБОТА О МАТЕРИНСТВЕ И ДЕТСТВЕ

 

Численность населения мира в настоящее время составляет около 6 млрд. чел. По численности населения Россия, на территории которой в данный момент проживает около 147 млн. человек, занимает 6 место в мире, пропустив вперед Китай, Индию, США, Индонезию и Бразилию. Уровень рождаемости в стране сегодня составляет около 1,4 ребенка на женщину, по сравнению с другими странами это не катастрофический показатель. На юге Европы, в Италии и Испании, в среднем у женщины появляется 1,2 ребенка. В Швейцарии, Германии — 1,3-1,4. А самый высокий уровень в Европе — во Франции и Ирландии: почти два ребенка на женщину. Между тем, для того, чтобы население России по крайней мере не уменьшалось, для простого воспроизводства этот показатель должен составлять 2,2. Только в республиках Северного Кавказа рождаемость держится как раз на уровне простого воспроизводства. Что касается страны в целом, то практически во всех российских регионах рождаемость находится на низком уровне.


Еще больше не утешает факт того, что показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения)

 

Демографическая политика — это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

 

Историческая справка: В СССР в 70—80-е гг. выплачивались единовременные пособия в размере 100 рублей на второго и третьего ребенка (50 руб. на первенца). Ежемесячные пособия выплачивались начиная с четвертого ребенка (в размере 4 руб. за четвертого, 5 руб. за пятого и т.д.) в течении четырех лет (c одного года до пяти лет). В странах бывшего социалистического лагеря пособия были намного больше, впрочем, как и полностью оплачиваемый отпуск по беременности и после родов (если в СССР отпуск был 126 дней, то, например, в Венгрии — 140 дней, а в Чехословакии — 182 дня). С октября 1974 г. у нас выдавались ежемесячные пособия в размере 12 руб. на каждого ребенка до 8 лет (с 12-й пятилетки — до 12 лет), однако только если душевой доход не превышал 50 руб.


С 1981-го года, в соответствии с постановлением правительства, молодым супругам (до 30 лет) по месту работы предоставлялась ссуда в размере 1500 руб., которая погашалась на 200 руб. при рождении второго ребенка и на 300 руб. при рождении третьего ребенка.
Очевидно, что все эти меры помощи при рождении детей нельзя считать достаточными для содержания и воспитания детей в семье, тем более их нельзя было рассматривать как меры стимулирования рождаемости. Однако в 1982—1987 гг. общий и суммарный коэффициенты рождаемости несколько повысились, а затем, через четыре года, спад рождаемости привел к столь низкому уровню рождаемости, что с 1992 г. началась депопуляция.

 

В данный момент в России Указом Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007 была утверждена Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

 

В концепции выделяется ряд причин, которые отрицательно влияют на рождаемость: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).


В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

 

  • комплексность решения демографических задач — мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах — выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
  • своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
  • учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;
  • взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
  • координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

 

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

 

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

 

Реализацию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:

 

  • дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;
  • включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
  • учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
  • методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;
  • постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
  • развития научных исследований в сфере народонаселения.

 

Меры демографической политики, используемые на данный момент, можно объединить в три большие группы:

 

  • экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д;
  • административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
  • воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

 

В федеральном нацпроекте «Здоровье» воплощается ряд мер, предусмотренных Концепцией демографической политики:

 

1. Государственная поддержка семей, имеющих детей


Для работающих женщин размер пособия по уходу за детьми до достижения ими возраста 1,5 лет с 1 января 2007 года составляет 40% среднего заработка за последний календарный год, предшествующий уходу в отпуск по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия установлен на уровне 1 500 руб. в месяц на период отпуска по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. – на период отпуска по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия составляет 6 000 руб. в месяц. До 1 января 2007 года размер пособия составлял 700 руб. в месяц независимо от очередности рождения детей.

 

2. Материнский (семейный) капитал


Согласно федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на получение материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:

 

  • женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
  • женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на материнский капитал;
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на материнский (семейный) капитал, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 1 января 2007 года.

 

3. Родовый сертификат


Право на получение сертификата предоставляется женщинам, являющимся гражданами России, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на законных основаниях на территории Российской Федерации.


Родовый сертификат включает в себя:

 

  • талон № 1 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе;
  • талон № 2 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период родов в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах;
  • с 2007 года в родовый сертификат включен талон №3, предназначенный для оплаты услуг детской поликлиники по диспансерному наблюдению ребенка в первый год жизни;
  • родовый сертификат, служащий подтверждением оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов учреждениями здравоохранения.

 

Учреждения здравоохранения передают эти талоны в отделения Фонда социального страхования. Дополнительные к обычному бюджетному финансированию средства медучреждения получат за каждую пациентку при условии, что роды завершились благополучно.

 

4. Обследование новорожденных (неонатальный скрининг)


Неонатальный скрининг – массовое обследование новорожденных детей, один из эффективных способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний.


Неонатальный скрининг начинается в родильном доме: у каждого новорожденного берется капля крови на специальный тест-бланк, который направляется в медико-генетическую консультацию для проведения исследования. В случае обнаружения в крови маркера заболевания родители с новорожденным ребенком приглашаются в медико-генетическую консультацию для проведения повторного исследования крови для подтверждения диагноза и назначения лечения. В дальнейшем ведется динамическое наблюдение за ребенком.


Неонатальный скрининг позволяет обеспечить раннее выявление наследственных заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний (умственной отсталости, слепоты, карликовости и других), ведущих к инвалидизации.

 

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН


« Дети – это залог будущего.
Сейчас на часах «без пяти минут двенадцать» и
если мы не примем каких-то консолидированных мер,
то проиграем будущее».

(Вице-президент РАН академик Н.А.Платэ)

 

По данным ВОЗ, Россия по показателям здоровья нации находится на 127-м месте. Высок уровень смертности людей трудоспособного возраста, а среди детей до пяти лет этот показатель вдвое выше, чем в развитых странах.


Мы теряем многие ценнейшие интеллектуальные силы, физический ресурс, при этом страдает экономика страны, оборонный потенциал, национальная стабильность. Создание условий для здоровья, образования, воспитания детей должно начинаться с создания материальной базы: родильных домов, детских садов, школ, интернатов, баз спорта и отдыха, домов творчества, больниц, санаториев, трудовых лагерей, словом, всех составляющих среды, в которой живет ребенок. В стране принято решение об открытии программы нанотехнологий и наноструктур. Однако проблема не только в том, чтобы сделать что-то новое, но и в том, чтобы это новое дошло до областной и, хорошо бы, районной больницы.


Подход к решению проблемы должен быть как федеральный, так и региональный. Укрепить здоровье детей и снизить инвалидность и смертность в разных регионах поможет "социальная медицинская география". Так называется новый концептуальный подход к исследованию и оценке здоровья детей. При этом изучаются не только региональные различия в показателях здоровья, как это было раньше, но и их взаимосвязь с так называемым "региональным фактором" — с особенностями местной социальной среды.


Сегодня уровень состояния здоровья детей в большей мере зависит от организационных вопросов, а не от состояния научных исследований. Только организационными мерами можно на 80% снизить смертность. Потому что в структуре смертности 80% составляют причины предотвратимые или условно предотвратимые. То есть те, которых (при соблюдении всех норм и правил профилактики, диагностики и лечения) можно избежать. Это колоссальный резерв.

 

Физическое здоровье и спорт


Начиная с 60-х годов XX в. в стране активно создавалась государственная система подготовки спортивных резервов. Ее звеньями были детско-юношеские спортшколы, специализированные ДЮСШ, школы-интернаты спортивного профиля, школы высшего спортивного мастерства. Была создана нормативно-правовая база их деятельности. Регулярно проводились совещания, курсы повышения квалификации. Функционировала стройная как ведомственная, так и государственная система соревнований. Были выделены значительные финансовые средства. Система работала эффективно, что позволяло нам оставаться великой спортивной державой мира.


Сегодня ситуация далека от идеальной. Почти полностью потеряны профсоюзные спортшколы. Те, что сохранились, перешли либо в систему образования, либо подчинены спорткомитетам. Потеряна нить государственного управления, появились пробелы в организационной системе подготовки резервов, что не могло не сказаться на результативности деятельности спортшкол.


В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10–25-ти летние жители страны становятся основным трудовым ресурсом России, а их трудовая деятельность — источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. До 70% случаев смертей новорожденных происходит по причине плохого здоровья матерей. Этот показатель в два-три раза выше, чем в европейских странах.

 

В настоящее время проблема физического здоровья россиян обострилась настолько, что стала представлять собой реальную угрозу национальной безопасности страны.


Владимир Путин в ходе «Прямой линии» высказал убеждение, что предстоящая Олимпиада 2014 в Сочи даст толчок развитию детского спорта и сделает его массовым. Он признал наличие проблем в этой сфере: «Нам казалось, что это на века, но стоило государству лишь на немного ослабить внимание к проблеме, как она стала слишком серьезной. А развитие детского спорта — это один из приоритетов государства». Международный олимпийский комитет принял решение о проведении с 2010 года Олимпийских юношеских игр для спортсменов до 18 лет. Чтобы успешно выступить в этих соревнованиях, необходимо, не откладывая, предпринять ряд важных шагов. Ведь здоровое поколение сегодня – это сильная и конкурентоспособная Россия завтра.

 

Курение опасно для здоровья, а значит не выгодно для экономики страны.


В России действует закон "Об ограничении курения табака". В мае 2000 года основан Общественный совет по проблеме подросткового курения. Он объединяет пятьдесят человек, которые занимаются разработкой целевых общественных программ по ограничению и недопущению потребления табачной продукции несовершеннолетними.


Вслед за странами Евросоюза, Россия ратифицировала в апреле 2008 года Всемирную Рамочную конвенцию по борьбе с табаком. Но целостной активной государственной политики, которая бы регулировала вопросы, связанные с курением, пока нет. «Принимаемых в России мер по борьбе с курением и защите прав некурящих граждан недостаточно», — считает председатель Госдумы Борис Грызлов, — «Есть четкое понимание того, насколько курение опасно для здоровья, а значит, невыгодно и для экономики государства. Ведь совершенно очевидно, что производительность труда напрямую связана с показателями состояния здоровья населения. Эти аргументы в полной мере актуальны и для России, но еще важнее, что перед нашей страной стоит задача преодолеть демографический кризис".


Документ предусматривает полный запрет на любую рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий. Норма о полном запрете рекламы табака должна быть выполнена страной-участницей конвенции в течение пяти лет.


Кроме того, в течение трех лет после ратификации конвенции должна быть увеличена площадь предупредительной надписи на упаковке табачных изделий. Она должна занимать не менее 30% от основной маркированной поверхности.


Но в России запреты неэффективны — в этом солидарны и многие медики, и табачники-производители, и сами курильщики. Закон об ограничении курения вступил в силу еще в 2001 г., но за истекшее время количество курильщиков практически не менялось. Это результат общей убыли населения. Следует отметить что, в последние годы наблюдается снижение возраста курильщика. Для мальчиков средний возраст знакомства с сигаретой — 10,8 года, для девочек — 12,7года.


В качестве мер профилактики курения можно выделить три направления:

 

  • Просвещение — Программы, направленные на то, чтобы помочь преподавателям и родителям научить детей проявлять ответственность и независимость, сопротивляться негативному давлению сверстников, включая сопротивление давлению курить. Разрабатываемые программы вовлекают родителей, преподавателей и властные органы.
  • Предотвращение доступа к розничной продаже. Программы доступа, направленные на ограничение розничной продажи табачных изделий несовершеннолетним. К ним относятся схема доказательства возраста и обучение продавцов законам и методам предотвращения продаж несовершеннолетним.
  • Рекламные кампании. Реклама может играть решающую роль в передаче сообщения о том, что молодые люди не должны курить. Она может быть направлена непосредственно на молодежь или поддерживать другие программы, направленные на продавцов, учителей и родителей.

 

Программы профилактики курения должны:


1. Показывать, какие конкретные социальные причины обусловливают курение, как от него страдают отдельные люди, и какие шаги можно предпринять для устранения этих причин;
2. Показывать, что за проблемы индивидуального здоровья практически в равной мере отвечает как сам человек, так и общество, в котором он живет, и при этом и сам человек, и общество могут предпринять конкретные шаги к переменам, которые послужат улучшению здоровья;
3. Показывать, что за призывами к свободе табачного рынка стоят чисто финансовые интересы табачной индустрии и зависимых от нее организаций, а не интересы свободы, здоровья и благосостояния человека, которые вполне может защитить государство с помощью реалистичных для данного общества мер.

 

 

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Ученые РАН сделали вывод, что есть ряд посылов, которые негативно влияют на социализацию и воспитание, и в то же время усиленно пропагандируются с помощью технологий радио и телевидения. Это идея о всевластии денег и о легкости применения насилия, сексуальная тематика, дегероизация истории страны и ее осмеяние, неуважение к уходящим поколениям и к своему прошлому. В обществе могут возрастать такие характеристики, как антипатриотизм и утрата чувства Родины, неуважение к власти, армии и силовым структурам, национализм в различных формах, жестокость, равнодушие к людям. Следствием являются разрушение семьи, рост социального сиротства и проституции. Надо признать груз этих проблем, реальность угроз и принять адекватные меры. Первая из них — усиление гуманитарной составляющей образования и патриотическая направленность воспитания. Необходимо вернуть школе воспитательную функцию. Отсутствие должного внимания к молодежи и ее чрезвычайно скромная роль в нынешней России не соответствует масштабам перемен, которые происходят в стране. Молодежь должна внести в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств заложит в нее общество. Образование, обучение и воспитание — вот три главных составляющих в преодолении духовного, и социально-экономического, демографического кризиса в России.


Идеология воспитания здорового поколения россиян — это система идей, которая одновременно отвечает коренным, актуальным интересам общества и личности, и таких взаимоотношений между ними, когда общество задает парадигму воспитания новых поколений, создает условия для ее реализации, а молодые поколения и личность самоопределяются, самоутверждаются, самореализуются и воспитывают себя в предложенных условиях, изменяя их посредством активной деятельности. Идеология воспитания призвана способствовать изменениям в сознании индивида, соответствующим общему направлению социального развития России.


Общенациональные интересы требуют, чтобы общество и государство, озабоченные сохранением своей целостности, контролировали воспитательный процесс, помогали молодежи сориентироваться в реальном соотношении борющихся и воспитывающих ее сил.


Главный, системообразующий элемент всех ценностных ориентации гражданина – «успех». Россия нуждается в людях, верящих в победу над обстоятельствами, мечтающих о великой и могучей России, в которой они — хозяева жизни. Общество дает шанс каждому. Не смог им воспользоваться — вини себя и никого более. Такова логика пути «наверх», к благосостоянию, таков способ изменения национального характера россиян, привыкших ожидать «манны небесной».


Среди актуальных задач воспитания следует отметить:

 

  • формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
  • воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;
  • приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям и моральным ценностям;
  • выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;
  • воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
  • воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе патриотизма и демократии.


Такая концепция воспитания реализуется на практике через систему воспитания, имеющую институциональный и неинституциональный уровни, а также с помощью различных институтов общества.


На институциональном уровне основным институтом, осуществляющим организацию всей системы воспитания, ее деятельности и контроль за этой деятельностью, осуществляет государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного воспитания, школы, ВУЗов и т.д. Наряду с системой образования, вооруженные силы во всех странах, так же являются институтом формирования гражданина.


Наряду с государством, одним из главных элементов системы воспитания является семья. При том что, ее воспитательные возможности семьи резко сократились, именно семья сейчас несет и должна нести далее основную нагрузку в формировании личности молодого человека, его жизненных планов и ценностных установок, личностных и гражданских качеств, усвоения традиций и опыта старших поколений. Сложность современного этапа состоит в том, его ценностно-мировоззренческие ориентации, моральные установки и опыт во многом пришли в противоречие с изменившейся действительностью. Молодому поколению приходится самому накапливать соответствующий опыт, формировать свое мировоззрение, хотя и традиционные ценности имеют достаточно большое влияние в качестве смысложизненных ориентации молодых людей.


Среди прочих институтов воспитания здорового патриотичного поколения можно отметить следующие:

 

  • Церковь всегда выступала в качестве особого института воспитания молодежи, причем не только религиозного, но и патриотического, гражданского, а также участвовала в становлении национального самосознания молодого поколения.
  • Молодежные организации. В современный период существующие молодежные организации не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на воспитание молодежи, не имея соответствующих целей, структуры.
  • Политические партии выражают интересы различных социальных слоев и групп населения. Почти все политические партии и общественные движения уделяют внимание молодежи, стараясь привлечь ее в число своих сторонников. При этом на молодежь оказывается определенное воспитательное воздействие, особенно в плане формирования мировоззренческих, морально-ценностных и социально-политических ориентиров и установок.
  • Спортивные организации всегда играли значительную роль в становлении молодого поколения. Здесь происходило не только физическое воспитание, укрепление здоровья, но и целенаправленное формирование морально-волевых качеств, патриотизма и гражданского мужества, чем всегда отличались советские спортсмены.
  • Творческие организации. Следует учесть то, что они в большей мере способны эффективно осуществлять целевые установки.
  • СМИ. В настоящее время СМИ в основном проводят линию на разрушение мировоззренческих устоев молодежи, насаждают потребительство, рекламируют жестокость, насилие и криминальное поведение, нацеленное на нетрудовое, легкое и быстрое обогащение. Идет целенаправленное уничижение духовности российского народа, разрушение его национального самосознания и менталитета, что крайне негативно сказывается на воспитании молодых россиян.


"Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности", рассчитанная до 2020 года, — один из последних на данный момент шагов в области воспитания гражданина России.


«Надо спасть тех, кому сейчас два года, и тех, кто еще не родился»,— говорит депутат ГД РФ Ст. Говорухин. Законодательно запретить детям свободно пользоваться интернетом, появляться на улицах после 22.00 под страхом наказания родителей, отмечать "заимствованные" праздники — Хэллоуин и День святого Валентина. Значительная часть законопроектов построена на принудительной мотивации детей и родителей. Результат этой борьбы прогнозируем — подростковый протест еще больше вырастет. По мнению многочисленных экспертов, документ нуждается в очень серьезной доработке.

 

 

АНТИТАБАЧНЫЕ КАМПАНИИ В МИРЕ


В России запрещено курить в учебных и лечебных заведениях, общественном транспорте и на стадионах. Нельзя снимать курящих людей для рекламы и рекламировать табачные изделия по телевизору. Также запрещена продажа сигарет несовершеннолетним.


В США, в штате Нью-Йорк запрещено курить в закрытых общественных помещениях и служебных автомобилях. Штраф за нарушение — 1000 долларов.


В Италии штраф за курение в общественных местах составляет от 250 до 2000 евро.


Общенациональная кампания в Швеции, названная "Некурящее поколение", затронула всех, кто родился после 1975 года. Чтобы получить стипендию, студент должен бросить курить, так распорядился фонд, который распределяет стипендии.


В Германии в закон о страховании внесена поправка: взнос некурящего на 40% меньше, поскольку для медицины он обходится дешевле. Известно, что в Германии выделяется время на перекуры. Но время тех, кто добровольно отказался от курения, суммируется и плюсуется к отпуску.


В Великобритании с лета этого года курение будет запрещено во всех пабах, ресторанах, клубах и в большинстве организаций. Разрешено курить только в частных апартаментах, в тюрьмах и гостиничных номерах. Штраф за нарушение может достигать 2500 фунтов.


В Голландии всем гражданам от 12 до 16 лет, которые после специальных тестов докажут, что они не курят, будут ежемесячно выплачивать 200 долларов.


В Финляндии принят закон, по которому курение разрешено только на улице. "Месячник борьбы с курением" придуман финнами.


В Испании  запрещается продажа табачных изделий в лечебных учреждениях, учебных заведениях. Курение запрещается в общественном транспорте, в помещениях, где трудятся беременные женщины, в административных зданиях, в цехах по производству пищевых продуктов, в читальных и выставочных залах, в лифтах, в театрах, кинотеатрах, закрытых спортивных помещениях.


В Польше запретили курить в общественных местах и с улиц убрали автоматы, продающие сигареты любому подростку.


В Канаде  курить запрещено во всех госучреждениях страны  курильщикам запрещено появляться с сигаретой на службе, в аэропортах, на вокзалах. Пепельницы исчезли из баров и ресторанов. Табачным компаниям не разрешается быть спонсорами спортивных соревнований.


В Сингапуре запрещено курение в лифтах, автобусах, метро, поездах, больницах и поликлиниках, кинотеатрах и ресторанах. В стране не допускается реклама сигарет и установлен высокий налог. Предупреждение: "Курить запрещается — штраф 500 долларов" стало нормой.


В Осаке (Япония) фирма выплачивает премии некурящим. Сотрудники, полгода продержавшиеся без табака, получают 190 долларов.


В Малайзии государство предоставляет льготный кредит тем, кто бросил курить.


В Турции, в одной маленькой деревне запрещено курить взрослым, чтобы не подавать плохой пример подрастающему поколению. Нарушитель деревенского указа отдает мешок сахара или мешок муки бедным. В Турции есть музей, где собраны рецепты людей, которые расстались с курением.


В гималайском Королевстве Бутан табак объявлен вне закона. За продажу сигарет введен штраф в 225 долларов. При этом средняя зарплата в стране 16 долларов.

 

 

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

 

ОБЩАЯ СПРАВКА

 

В странах с первым типом воспроизводства населения (так называемой демографической «зимы») меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа (демографической «весны») — на сокращение рождаемости.


В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т.п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей. Коэффициент фертильности (среднее количество детей у одной женщины детородного возраста, примерно с 15 до 45 лет) свидетельствует, что в европейских странах наиболее критическая ситуация сложилась в Италии, Испании, Чехии, Болгарии, Германии, Латвии и Эстонии.


Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.


Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

 

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ

 

На заседании Европейской комиссии по социальной политике, состоявшейся 18 марта 2005 года, ее председатель – Владимир Спилда заявил: «Одним политикам проблему решить не удастся. Они имеют дело с обществом, которое не должно отвергать женщин, возвращающихся на рынок труда после рождения ребенка, не должно считать их «плохими матерями», а мужчин, которые заботятся о детях, — «мягкотелыми подкаблучниками».


Комиссия полагает, что основные причины, вынуждающие родителей отказываться от второго ребенка, материальные. Речь, в частности, идет о возможности поиска работы и ее стабильности, а также о стоимости жилья. Увеличение пособий на детей и срока отпусков по уходу за ними, улучшение системы детского здравоохранения и равноправие в оплате труда взрослых — все это, по мнению Еврокомиссии, способно оказать позитивное влияние на уровень рождаемости и рост занятости среди женщин.


Хотя, по мнению некоторых демографов, снижение потребности в детях вызвано как раз высоким уровнем жизни: люди хотят и имеют возможность развивать собственную личность, делать карьеру, покупать дорогостоящие вещи. Рожать некогда.


В то же время только стимулированием рождаемости и увеличением занятости женщин проблему не решить. «Пришла пора действовать, ЕС может понадобиться еще больший приток мигрантов», — заявил В.Спилда.


Франция


Основные меры: система материальной поддержки населения, укрепление социально-экономического статуса женщин, иммиграция, репатриация.


Описание:

В конце XIX — начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения. Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек. Это было достигнуто посредством:
– естественного прироста населения, при помощи введения в 1946 г. в практику широкой системы денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленной на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика); запретом продажи контрацептивов до 1967 г.,  запретом абортов до 1975 г.;
– стимулирования миграции иностранных рабочих;
– репатриации французов из бывших колоний.


Современные меры демографической политики Франции направлены на оказание существенного влияния на материальное положение семей с детьми (система выплаты пособий на детей, оплата отпуска по беременности).


Женщина, родившая ребенка, до его трехлетнего возраста вправе самостоятельно решать, стоит ей продолжать работать или уходить в декретный отпуск. Все это время за ней сохраняется ее предыдущее место работы с гарантированной заработной платой.


Каждого ребенка французское правительство обеспечивает бесплатным детским садом или яслями. Учитывая, что эти заведения оказываются сейчас переполненными, государство выделяет по 200 долларов в месяц на услуги няни для тех детей, которые оказались лишенными государственной опеки.

 

Бельгия


Основные меры: система материальной поддержки населения (в т.ч. жилье, образование).


Описание:
В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка — в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

 

Австрия


Основные меры: система материальной поддержки населения.
Существует Министерство семьи, молодежи и защиты потребителя.


Описание:
В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов (Компенсационный фонд семьи финансируется из средств, поступающих от предпринимателей), также поступает от правительства и органов власти провинций.

 

Италия


Основные меры: укрепление социально-экономического статуса женщин, система материальной поддержки населения.


Описание:
В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и прямо пропорционален количеству членов семьи.

 

Германия


Основные меры: поощрение рождаемости, система материальной поддержки населения (в т. ч. жилищные льготы).


Правительство ФРГ в 1974 г. разрешило распространение контрацептивных средств и сняло ограничения на аборты в первые три месяца беременности, однако в начале следующего года верховный суд страны признал неконституционным разрешение абортов «по желанию» и ограничил право на них только «медицинскими показаниями» или другими чрезвычайными обстоятельствами. В наше время в Германии принята сложная система поощряющих мероприятий демографической политики, которая делится на три основные группы: семейные пособия и надбавки; пособия при родах; жилищные льготы.

 

Швеция


Основные меры: система материальной поддержки населения, укрепление социально-экономического статуса женщин, развитие социальной инфраструктуры, система кооперации профсоюз – предприниматель – государство.


Описание:
Семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов.
Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке – каждая женщина имеет реальные возможности заработка. Это достигается путем защиты трудовых прав  женщин в сфере занятости. Например, больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту.


Наличие развитой социальной инфраструктуры, что обеспечивает необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей.


Также в стране функционируют 250 молодежных центров сексуального образования (проводятся бесплатные консультации по вопросам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия).


Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

 

Исландия


Основные меры: укрепление социально-экономического статуса женщин, развитие социальной инфраструктуры


Описание:
Женщины обладают высоким социальным статусом. Они работают, заседают в правительстве, их много среди элиты. Поэтому традиционно в Исландии проводится социальная политика, позволяющая женщинам одновременно делать карьеру и иметь детей. Опыт показывает, что в странах, где вводят отпуска по беременности, послеродовые отпуска, дают возможность родителям остаться дома с больным ребенком, развивают сеть дошкольных учреждений, действительно наблюдаются более высокие темпы рождаемости.

 

США

 

Основные меры: иммиграция, система материальной поддержки населения.


Описание:
Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения (создан имидж страны как финансово привлекательной страны), а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.


В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.


Также социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

 

АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ

 

Китай


Основные меры: планирование семьи, экономические стимулы и санкции, повышение возраста вступления в брак.


Описание:
Китай — самая крупная развивающаяся страна с более чем миллиардным населением. Её демографическая политика в условиях демографического взрыва осуществляется посредством введения меры по стимулированию снижения рождаемости.


Кроме системы планирования семьи, применяются различные экономические стимулы и запреты. Планирование семьи рассматривается как осново¬полагающая политика КНР. С 1981 г. в стране существует государст¬венный комитет планирования рождаемости. Также с января 1981 года вступил силу новый закон о браке, который предусматривает повышение возраста вступления в брак (до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин). Цель программ планирования семьи — отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно — поощрение однодетной семьи. Чтобы этого достичь была разработана программа поощрений и наказаний. Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число кото¬рых входят административные и экономические санкции про¬тив многодетных, а затем и двухдетных семей.


Правительство КНР, ограничив драконовскими методами число детей в семьях, способствовало распространению среди своих граждан чудовищных традиций – количество не родившихся или умерщвленных сразу после родов девочек (инфантицид) достигает примерно 100 тысяч в год (по китайским законам, насильственная смерть новорожденного до 3-х дней вообще преступлением не считается). 

 

Индия


Основные меры: планирование семьи, принудительная стерилизация, популяризация контрацептивов, повышение возраста вступления в брак.


Описание:
Политика по ограничению прироста населения чаще всего осуществляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государст¬венные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распро¬странение модели двухдетной семьи. С самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.


В 70-е годы данная поли¬тика приобрела острый социальный характер, когда широкое распространение получило проведение принудительных стери¬лизаций. В 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения, и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права женщин.


Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационною — административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Другая очень важная мера — повышение возраста вступления в брак (для мужчин – 21 год, для женщин – 18 лет).

 

Пакистан


Страна, занимающая второе место по темпам демографического роста (после КНР и Индии).


Ислам не разрешает аборты, реклама противозачаточных средств в средствах массовой информации запрещена. В Пакистане в одной семье в среднем 6 детей.


Выступая в Исламабаде на собрании по случаю Всемирного дня населения, военный правитель страны генерал Первез Мушарраф обозначил снижение роста населения в качестве одной из важнейших задач, охарактеризовав уровень демографического роста как «слишком высокий». Медики и социальные работники пытаются вести пропагандистскую работу по вопросам планирования семьи, однако, учитывая неграмотность и консервативность основной массы населения, заметных успехов она не приносит.


Население страны продолжает расти очень быстрыми темпами — 2,2 процента в год/ более 3,5 млн. человек. При таких скоростях к 2020 году в стране будет проживать 230 млн. граждан.

 

ДАННЫЕ О ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В РФ
ИСТОЧНИК: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РФ
 

 

 

ДАННЫЕ О КОЛИЧЕСТВЕ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ В РФ

ИСТОЧНИК: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РФ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИНАМИКА СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ИСТОЧНИК: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РФ

 

Одной из самых болевых медико-демографических проблем социального развития современной России остается высокий уровень смертности населения.
Уровень смертности зависит от социально-экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи и т.д.


Анализ длительной динамики показателей смертности дает возможность учесть влияние различных факторов на ее изменения.


В этой связи будет интересным привести сравнение показателей смертности населения дореволюционной России и Российской Федерации за период с 1897 года до настоящего времени.


В ХХ в. изменения смертности в России были крайне неравномерными, непоследовательными, сопровождались возвратным движением, происходили по-разному в отдельных половозрастных группах. Снижение уровня смертности российского населения наблюдалось лишь в отдельные относительно краткие периоды минувшего столетия.

 

 

 

 

Уровень смертности населения наиболее адекватно отражается в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Динамика данного показателя в первой половине XX века отражает череду демографических катастроф, а период после 1965 г. характеризуется стагнацией или его снижением. Однако даже в периоды общего снижения смертности в России основной выигрыш, особенно у мужчин, был получен за счет детских и молодых возрастов. Изменение же смертности в возрастах после 30 лет было ничтожным, она осталась практически на дореволюционном уровне.

 

Возрастные коэффициенты смертности
(число умерших на 1000 населения)

 

 

 

 

Как известно едва ли не единственной объективной характеристикой уровня смертности населения России конца XIX начала XX века являются таблицы смертности 1896-1897 гг., построенные известным русским статистиком и демографом С.А. Новосельским. Сейчас, по прошествии многих лет они не потеряли своего значения и актуальности, достаточно провести сравнение с данными современных лет.


В 2005 году показатель ожидаемой продолжительности жизни российских мужчин составил 58,8 лет (в западноевропейских странах, США, Японии, Австралии - на 15-20 лет больше). Ровно двукратное увеличение этого показателя по сравнению с 1896-1897 гг. произошло в результате огромного сокращения коэффициента смертности младенцев на первом году жизни - в 26 раз (с 322 на 1000 родившихся в 1896-1897 гг. до 12,5 в 2005 г.). В 80 раз также снизилась смертность детей в возрасте 1-4 года.


В то же время, в самых активных рабочих возрастах (25-39 лет) смертность уменьшилась незначительно, а у мужчин в возрастах от 40 лет она даже повысилась.


При сохранении в дальнейшем современного (2005 г.) повозрастного уровня смертности мужчин России из нынешнего поколения 16-летних юношей до 60 лет не доживет 47%, т.е. около половины, в конце XIX века такая вероятность составляла немногим более половины (55%).


Россия в отношении столь неблагополучной динамики смертности ее населения разительно отличается от большинства развитых стран, где продолжительность жизни практически всех возрастных групп населения увеличивалась в течение всего ХХ века и особенно интенсивно - в его последней трети.

 

Возрастно-половая структура населения по переписи 1897 г. и на 1 января 2006 г.

 

 

Высокая смертность мужского населения привела к ухудшению соотношения полов в структуре населения. Если по переписи 1897 г. на 1000 мужчин приходилось 1055 женщин, то на начало 2006 г. - 1158.

 

Возрастные коэффициенты смертности
(число умерших на 1000 населения)
 

 

В 2006 году отмечено снижение смертности населения. По предварительным оценкам показатель ожидаемой продолжительности жизни мужчин впервые за последние 8 лет превысил пенсионный возраст, увеличившись на 1,5 года (с 58,87 лет в 2005 г. до 60,37 лет). У женщин этот показатель поднялся не столь значительно - на 0,8 лет (с 72,4 лет в 2005 г. до 73,23 - в 2006 г.).

 

 

 

Сокращение числа умерших наблюдалось по всем основным классам причин смерти:

 

  • от болезней системы кровообращения на 67,3 тыс. или на 5%,
  • от внешних причин смерти на 33,1 тыс., или на 11%


из них:

 

  • от ДТП на 15,2 тыс., или на 38%,
  • от случайных отравлений алкоголем на 7,9 тыс., или на 19%,
  • от убийств на 6,8 тыс., или на 19%,
  • от самоубийств на 3,2 тыс., или на 7%;
  • от болезней органов дыхания на 12,0 тыс., или на 13%,
  • от болезней органов пищеварения на 4,4 тыс., или на 5%,
  • от некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 3,3 тыс., или на 8%

 

из них:

 

  • от туберкулеза на 3,7 тыс., или на 12%;
  • от новообразований на 1,7 тыс., или на менее 1%.

 

Продолжилось сокращение младенческой смертности (на 7,2%). В 2006 году ее показатель составил 10,2 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми, против 11,0 в 2005 году. Снизилась материнская смертность - 23,8 умерших на 100 тыс. родившихся живыми против 25,4 в 2005 году (на 6,3%).


Остается надеяться, что наблюдаемое улучшение ситуации является началом долговременной положительной тенденции. Это тем более актуально в условиях начавшегося снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Как и прогнозировалось ранее Росстатом согласно предварительной оценке возрастного состава населения число лиц рабочих возрастов на начало 2007 года сократилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 176 тыс. человек и этот процесс будет нарастать.

 

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах

 

Скачать в формате PDF 

Версия для печати