«…Система… кадетского образования, которая у нас развивалась волнами (наверное, самый мощный толчок созданию этой системы был дан после окончания Великой Отечественной войны), — она себя зарекомендовала очень неплохо. И действительно, дети, которые прошли через эту школу, выходили во взрослый мир подготовленными и зрелыми. (…) Иными словами, кадетское образование — это, конечно, страховка от инфантилизма. …Мы должны заниматься развитием такого рода форм образовательной деятельности».
Д.А. Медведев
(Из выступления в Государственной Думе, 24 января 2007 г.)
Для того чтобы успешно решать задачи инновационного развития России, поставленные политическим руководством, уже сегодня необходимо обратить особое внимание на все аспекты воспитания подрастающего поколения, на формирование будущих граждан страны. В том числе — на формирование их гражданской ответственности, усвоение морально-нравственных норм, воспитание чувства долга перед Отечеством и согражданами, любви к своей Родине. История учит нас, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривалось как фактор консолидации всего общества, являлось источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Следует отметить, что в России уже несколько столетий существует и развивается система образовательных учреждений, позволяющих успешно решать воспитательные задачи, обозначенные выше. Это — система кадетского образования, включающая в себя суворовские и нахимовские училища и кадетские корпуса.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Во всем мире существует крайне мало образовательно-воспитательных систем, формирующих из детей личности творческие, обладающие чувством ответственности, высоким уровнем культуры, и, прежде всего, патриотов и государственников. Среди таких систем одна из самых совершенных — российская кадетская школа.
Кадет – в переводе с французского языка означает младший. Кадетами во Франции называли молодых дворян, определявшихся на обучение для военной или духовной карьеры.
В России система обучения, сложившаяся опытным путем в процессе становления первых кадетских корпусов, вышла далеко за рамки военного образования и стала, по сути, эталонной для многих российских учебных заведений, создававшихся впоследствии.
Кадетские корпуса в царской России
Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений.
Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.
По инициативе Петра I в 1701 году была учреждена «Навигационная школа», которая позже стала Морским кадетским корпусом. Первый собственно кадетский корпус в России был учрежден Императрицей Анной Иоанновной в 1731 году (Корпус кадетов шляхетских детей, позже переименованный в Сухопутный шляхетский кадетский корпус).
Помимо военных дисциплин, по примеру Дании и Пруссии, в программу данного учебного заведения были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Это имело особое значение в связи с тем, что в России тех лет отсутствовало жесткое разделение на военную и гражданскую службу, часто военные переходили на гражданскую службу с сохранением и даже повышением ранга. Существовали случаи, когда кадетский корпус преобразовывался в гражданское учебное заведение, например в Санкт-Петербурге Горное училище стало Горным кадетским корпусом, а позже было преобразовано в Горный институт.
Кадетские корпуса в целом славились тем, что воспитанникам прививались чувства долга, чести, любви к Отечеству. Выпускников кадетских корпусов и после окончания образования продолжали связывать узы товарищества и взаимоподдержки.
При анализе кадрового состава российского политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что переход российского государства к системе воспитания своей элиты с детства в кадетских корпусах породил целую плеяду выдающихся государственных деятелей, полководцев, представителей науки и искусства. Среди них министр иностранных дел, канцлер А.М. Горчаков и государственный секретарь М.А. Корф. Полководцы П.А. Румянцев, М.И. Кутузов, А.А. Брусилов, И.С. Дорохов, Л.Г. Корнилов, А.М. Каледин. Адмиралы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, А.В. Колчак. Поэты и писатели А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, В.И. Даль, А. А. Бестужев, А.И. Куприн. Композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Мореплаватели И.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн. Живописцы В.В. Верещагин, П.А. Федотов, Н.А. Ярошенко.
Наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале нашего столетия, когда в 1900 г., волею Императора Николая II, во главе всех военно-учебных заведений Империи встал Великий Князь Константин Константинович, со званием их Главного Начальника, а с 1910 г. и до дня своей кончины в 1915 г. — Главного Инспектора. Великий Князь быстро завоевал сердца своих молодых подопечных и заслужил название Отца всех кадет. Основным его стремлением на посту Главного Начальника военно-учебных заведений было уничтожение в кадетских корпусах казарменно-казенного духа и замена его заботливым, любовным и чисто отеческим воспитанием.
Революция 1917 года и захват власти большевиками нанесли ряд тяжелых ударов кадетским корпусам, которые советская власть не без оснований рассматривала как среду, враждебную и чуждую новым порядкам. За период 1917-1918 годов были ликвидированы почти все военные училища и 23 кадетских корпуса из числа 31, существовавших в России до марта 1917 г. Их ликвидация сопровождалась гибелью многих кадет и юнкеров, как это было в Петрограде и в Москве, в Ярославле, Симбирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге и во многих других местах, где военная молодежь принимала участке с оружием в руках в противодействии захвату власти большевиками.
Суворовские и нахимовские училища в СССР
Суворовские и нахимовские училища, продолжившие традицию дореволюционных кадетских корпусов, существуют в нашей стране уже более 65 лет. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, 21 августа 1943 года, руководством страны было принято Постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось:
«Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников...».
В постановлении указывалось, что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование... В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет».
Народный комиссариат обороны СССР в течение двух месяцев, с октября 1943 г. по ноябрь включительно, должен был сформировать девять суворовских военных училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское.
Для детей пограничников были созданы два суворовских военных училища — Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков — Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.
4 июня 1944 года было принято постановление об открытии еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского.
В 1953 г. в Белоруссии было сформировано Минское СВУ.
Таким образом, в период с 1943 по 1955 год в СССР действовали 18 СВУ, 3 нахимовских военно-морских училища и 1 военно-музыкальное училище (с 1937 г.).
К середине 1950-х годов обучение детей лиц, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в основном было закончено. Они выросли, получили необходимое воспитание и образование. Принцип комплектования суворовских военных училищ изжил себя. В связи с этим, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в мае 1956 года приняли постановление «О порядке приема в суворовские и нахимовское училища».
Согласно постановлению, в суворовские военные училища стали приниматься дети военнослужащих, офицеров, генералов и адмиралов, а также рабочих, колхозников, служащих, годные по состоянию здоровья к военной службе, в возрасте не менее 11 лет, окончившие четыре класса семилетней или средней школы.
В 1960-е годы была проведена реорганизация суворовских военных училищ. Часть их стала школами-интернатами и перешла в ведение Министерства просвещения РСФСР. В оставшихся суворовских военных училищах были изменены сроки обучения и порядок комплектования. В училища стали принимать юношей в возрасте 15–16 лет, успешно закончивших восемь классов школы. В связи с переходом средней школы на 10-летний срок обучения, возник вопрос и о сроках обучения суворовцев. В 1969 году принимается решение о переходе училищ на двухлетний срок обучения. В программы были внесены соответствующие изменения.
Следует отметить, что за годы учебы в суворовском военном училище юноши получали глубокие и разносторонние знания. Благодаря этому суворовцы, как правило, успешно затем учились в военных вузах. Так, однажды был подсчитан средний балл у курсантов высших общевойсковых и танковых командных училищ, сдававших экзамены за третий курс. Оказалось, что у курсантов из числа гражданской молодежи он равен 3,7, из числа военнослужащих — 4,0, из числа суворовцев — 4,4. Среди курсантов — именных стипендиатов, медалистов и получающих по окончании военно-учебных заведений диплом с отличием значительный процент также составляют бывшие суворовцы.
В военных училищах и в войсках и сейчас отмечают хорошую общеобразовательную подготовку бывших суворовцев, высокую культуру, старательное, ревностное отношение к выполнению своих обязанностей, дисциплинированность, волевые качества, общественную активность, интерес к спорту.
Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня. Среди бывших суворовцев — два академика РАН, около 500 докторов наук, около десяти народных артистов СССР и России, более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.
Ни одна другая система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.
Продолжают действовать созданные в годы Великой Отечественной войны суворовские и нахимовские училища, в которые в настоящее время принимаются юноши в возрасте 14–15 лет. Это государственные образовательные учреждения, дающие среднее (полное) общее образование. Срок обучения длится 3 года. До недавнего времени условиями поступления в данные учебные заведения были пригодность по состоянию здоровья и успешная сдача вступительных экзаменов.
Кадетское воспитание и образование
В чем же заключаются сущностные черты и отличительные особенности кадетского воспитания и образования в современной России?
Авторы Проекта Концепции кадетского образования и воспитания в России отмечают, что «Нет и не может быть отдельно взятого «кадетского образования» — существующее законодательство в полной мере определяет и уровень, и тип, и дополнительные возможности образования в целом, и кадетского, в частности. Самым важным является именно кадетское воспитание (и исторические документы это наглядно показывают), поэтому правильнее говорить о кадетском воспитании и образовании, ставя во главу угла воспитательную часть единого процесса — процесса воспитания будущего государственно мыслящего человека и Патриота своего Отечества».
На основании ряда основных Положений, утвержденных Правительством Российской Федерации , а также некоторых исторических документов , могут быть сформулированы следующие определения.
Кадетское воспитание — строго согласованная с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех понятий и стремлений, которые служат прочной основой чувству долга, уважения к закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.
Кадетское образование — четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.
Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях, где могут, наряду с программами среднего (полного) общего образования (базовая образовательная программа, образовательные программы повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские образовательные программы), реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.
Отличительные особенности кадетских учебных заведений, по мнению экспертов , заключаются в следующем:
- Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.
- Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.
- Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.
- Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.
- Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих не только пройти необходимую школу военного и житейского опыта, но и быть готовым работать с подростками и юношами.
Воспитанниками кадетских учебных заведений являются, в первую очередь, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, погибших военнослужащих, из неполных и многодетных семей, годных по состоянию здоровья, психологическим качествам к обучению в закрытых интернатах.
Воспитатели и преподаватели — специально подобранный и подготовленный персонал, осуществляющий весь спектр необходимой учебно-воспитательной работы в данных учебных заведениях. В системе кадетского воспитания и образования действуют курсы подготовки учебно-воспитательного персонала.
Система кадетских учебных заведений в РФ
Сегодня в России существуют более 200 военно-учебных и образовательных учреждений, именующихся (или именующих себя) кадетскими. Они образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правовые акты, определяющие систему кадетского образования и воспитания:
- Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»; 1998 г.
- Закон РФ «Об образовании», 1995 г.
- Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
- Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских, музыкальных училищах и кадетских (морских. музыкальных) корпусах.
Утверждено Правительством РФ 11.07.1996 г.№696
- О внесении изменений в Положение о СВУ, НВМУ и КК (морских КК). Утверждено Правительством РФ 21.09.2000 г. N 702
- Приказ МО РФ № 25 от 15 января 2001 г
- Приказ МО РФ N 337 от 22.09.2003 Инструкция по организации и планированию образовательного процесса в СВУ, НВМУ и КК
- Инструкция по организации контроля за деятельностью СВУ, НВМУ и КК
- Положение о статусе воспитанников воинских частей. Утверждено постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г., № 783
- Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате). Утверждено Правительством РФ 15.11.1997, №1427
- Типовое Положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой. Утверждено Правительством РФ 5.09.1998 г. N 1046
- Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях. Утверждено постановлением Правительства РФ 26.07.2000 г.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
В ноябре 2009 года Общественная палата РФ провела слушания на тему: «О ситуации с суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими и кадетскими корпусами Министерства обороны Российской Федерации, а также с участием суворовцев, нахимовцев и кадет в военных парадах на Красной площади».
Представителей общественности обеспокоила тенденция наметившегося низведения суворовских военных училищ (СВУ), нахимовских военно-морских училищ (НВМУ) и кадетских корпусов (КК), подведомственных Министерству обороны РФ, до уровня неких «школ с кадетским уклоном».
Открывая заседание, заместитель секретаря Палаты Михаил Островский сказал, что ситуация с судьбой училищ является достаточно сложной, до конца непонятна позиция профильного ведомства, существуют противоречивые мнения относительны статуса учебных заведений и судьбы учеников.
Тем не менее, участники заседания констатировали целый ряд тревожных фактов. Так, по словам председателя Московского суворовско-нахимовского содружества, генерал-майора Александра Владимирова, в настоящее время в училищах сокращается количество часов военной подготовки, выпускников училищ с мая этого года лишили приоритета при поступлении в профильные вузы. Сделано это на основании того, что, по словам руководителя департамента военного образования и науки Минобороны Тамары Фральцовой, до начала реформы военного образования учебные планы суворовских военных училищ (СВУ) были примитивными. Как заявил в декабре статс-секретарь — замминистра обороны Николай Панков, Минобороны будет работать над гуманизацией образования в СВУ.
Под этой вывеской осуществляется практически полное изъятие из образовательно-воспитательного процесса военной компоненты. У училищ отбирают боевые знамена, готовится замена традиционной суворовской формы на новую одежду более свободного покроя. Утверждается, что погоны и знаки различия на ней не предусматриваются. Воспитывать суворовцев теперь будут гражданские лица. В целом, весь военный уклад в нынешних СВУ сводится до минимума, идет их перерождение в интернаты и военные детские дома.
Особенно возмутил представителей общественности тот факт, что суворовцев теперь решено больше не задействовать в военных парадах, чтобы «не отвлекать от учебы». По этому поводу выступивший в ОП прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Владимир Джанибеков сказал, что он окончил суворовское училище с отличием и участие в парадах ни в коей мере не мешало ему учиться. Но главное здесь в том, что, как заметил член ОП Максим Викторов, в одночасье чьим-то волюнтаристским решением была уничтожена многолетняя отечественная традиция, являющаяся «частью и символом нашей Великой Победы».
Как известно, суворовцы впервые прошли по брусчатке Красной площади 24 июня 1945 года на историческом Параде Победы. Их сводный полк чеканил шаг непосредственно перед расчетом солдат с трофейными фашистскими знаменами. И затем почти 65 лет суворовцы и нахимовцы открывали парады. Сейчас же, в письме за подписью замминистра обороны генерал-полковника Александра Калмыкова объясняется, что суворовцы отстранены от парадов «в целях сохранения жизни и здоровья, обеспечения непрерывного учебного процесса» суворовцев, нахимовцев и кадет.
И все это делается на фоне того, что в 2012 году кадетскому образованию в России исполнится 280 лет. Историки небезосновательно полагают, что система кадетских корпусов помогла создать в России сильную государственную и военную элиту, которая значительно поспособствовала как усилению российской мощи, так и укреплению ее авторитета на международной арене. Ведь не случайно в 1943 году Сталин реанимировал эту разрушенную в 1917-м систему, создав сеть суворовских училищ «по типу кадетских корпусов дореволюционной России».
Итогами слушаний по данному вопросу в Общественной Палате стали следующие рекомендации:
«1. Предложить Министерству обороны Российской Федерации:
а) скорректировать планы Министерства обороны Российской Федерации относительно образовательного процесса в суворовских и нахимовских училищах, кадетских корпусах в сторону сохранения предметов военной подготовки, с одновременным сохранением должностей командного и воспитательного состава за офицерами действительной военной службы.
б) рассмотреть возможность дополнительного приема в профильные ВУЗы Министерства обороны Российской Федерации выпускников суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов, не поступивших в указанные ВУЗы по результатам вступительных экзаменов 2009 года;
в) рассмотреть возможность дополнительного приема в суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса лиц, которые успешно сдали вступительные экзамены в 2009 году.
2. Обратиться к Президенту Российской Федерации как Верховному Главнокомандующему Вооруженными силами Российской Федерации с просьбой не допустить прекращения традиции участия суворовцев, нахимовцев и кадетов в Парадах Победы на Красной площади».
Кроме Общественной Палаты, на защиту традиций Великой Победы встала и ведущая политическая сила страны — «Единая Россия». Осенью прошлого года Государственно-патриотический клуб ВПП «Единая Россия» принял по этому поводу соответствующее обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой «пересмотра решения Министерства обороны и сохранения традиции участия суворовцев и нахимовцев в парадах Победы». Под обращением стоят подписи 16 депутатов Государственной Думы ФС РФ.
Также, уже в начале марта 2010 года, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, возглавляющий Федеральный попечительский совет над кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими училищами, предложил пересмотреть принципы реформы начального военного образования.
В частности, по словам спикера СФ, вызывают удивление шаги реформаторов, которые отказались от ориентации ребят на военную карьеру – дескать, у детей должна быть «свобода выбора». Как замечает С. Миронов, вызывает сожаление, что подобные перемены должностные лица Минобороны готовят и проводят кулуарно, избегая открытых обсуждений.
Глава Совета Федерации признает, что в сложившейся ситуации есть большая доля ответственности законодателей: «Это не дело, что в законе «Об образовании» до сих пор нет норм, определяющих, что такое кадетское образование, каковы его задачи и особенности. Надо определяться со структурой, статусом кадетских учебных заведений, с образовательными стандартами. Согласен с теми, кто ставит вопрос о том, что для суворовских училищ должен быть разработан свой, особый образовательный стандарт. Логично было бы закрепить за ними статус учреждений начального военного образования, выпускники которых должны в обязательном порядке продолжать службу на офицерских должностях в Вооруженных силах».
Чуть ранее на тему реформирования суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов Минобороны, высказались и представители Русской Православной Церкви. В РПЦ надеются, что реформирование училищ не заденет их лучших традиций — воспитания в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.
«Хочется надеяться, что из учебного процесса в кадетских корпусах и суворовских училищах не будет исключено то, что всегда составляло в них основу образования, — военно-патриотическое воспитание, подготовка человека к реальному воинскому служению, то есть к самопожертвованию, к готовности нести тяготы армейской жизни, положить здоровье и даже жизнь для защиты Отечества», — сказал корреспонденту «Интерфакс-Религия» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах
Скачать в формате PDF