Комментарии экспертов НИРСИ на актуальные темы:

   “Перед прошлым склони голову, перед будущим засучи рукава” (Менкен)   


Екатерина Буробина: Действенным проявлением заботы о здоровье потребителей является не запрет рекламы лекарственных средств, а повышение эффективности здравоохранения


13.10.2009
Источник: НИРСИ

13 октября в Государственную Думу РФ внесен законопроект, предусматривающий запрет рекламы лекарственных средств на телевидении и радиовещании, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями. Согласно документу, предлагается внести поправки в статью 24 Закона "О рекламе". В случае, если документ будет принят Госдумой, реклама лекарств, медицинской техники, изделий медицинского назначения будет разрешена только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Изменения не коснутся только рекламы медицинских услуг, сообщает РИА «Новости».

Появление на свет этой законодательной инициативы комментирует эксперт НИРСИ, юрист адвокатской фирмы «Юстина» Екатерина Буробина:

По замыслу создателей законопроекта, запрет телевизионной рекламы лекарственных средств позволит предотвратить их неграмотное употребление и опасные последствия самолечения.

Однако достичь этой достойной всяческой поддержки цели предлагается, по моему мнению, чрезмерными средствами и непоследовательно.

Законодательство о рекламе, в действительности, направлено, в том числе, и на то, чтобы не позволить рекламодателю наживаться на потребителях, например, навязывая им ненужные или вредные товары, а также вводя их в заблуждение относительно качеств предлагаемых товаров или услуг. Традиционно, потребители считаются «слабой стороной» и оберегаются государством. Однако стоит ли считать современного потребителя до такой степени беспомощным?

Не хотелось бы обращать внимание на то, что всякий, хоть раз побывавший в государственной поликлинике, предпочтет самолечение. И причина тому – не активная реклама лекарств, а инстинкт самосохранения.

Полагаю, что сегодняшний потребитель – это достаточно информированный об основах охраны здоровья (через печатные издания, Интернет, телевизионные передачи), разумный человек, который понимает, что пулевое ранение головы не стоит лечить «Аспирином», лучше обратиться к врачу.

Очевидно, что было и будет некоторое количество людей мнительных, внушаемых, которые и представляют собой те самые пять процентов пострадавших от «самовольного приема лекарств» о которых говорят авторы. В отсутствие рекламы, они будут искать успокоения у врачей или «целителей», все равно принимать ненужные препараты, но число таких людей не уменьшится. Между тем, современное законодательство, как мы увидим, допускает рекламу только более-менее безопасных лекарств, с определенными ограничениями.

Действующий Федеральный Закон «О рекламе» в статье 24 предусматривает регулирование рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации).

Закон запрещает обращение соответствующей рекламы к несовершеннолетним; указание в ней ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения лекарства. Не допускается также утверждение или предположение в рекламе о наличии у потребителей тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, а равно и создание у здорового человека впечатления о необходимости применения рекламируемого лекарства, ненужности обращения к врачу, что особенно значительно, учитывая цель предлагаемых изменений.

Действующее законодательство, кроме того, не позволяет гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Реклама лекарственных и прочих средств должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также изделий медицинского назначения, для использования которых требуется специальная подготовка, в принципе, не допускается. Полагаю, что реклама безрецептурных лекарств, которые, очевидно, признаются допустимыми для самостоятельного применения последних, при условии ее достоверности, не лишена ценности. Она информирует потребителя о существующих возможностях в области фармацевтики, обращает их внимание на симптомы некоторых заболеваний, что немаловажно для раннего обращения к врачу, диагностики и лечения, ведь обыватель может и не подозревать о серьезных причинах, провоцирующих его небольшое расстройство здоровья. Тем самым, реклама помогает развитию ответственного и внимательного отношения к здоровью, повышает грамотность потребителей фармацевтической продукции.

Между тем, запрет рекламы лекарственных средств и медицинских препаратов заставит фармацевтические компании направить усилия на распространение собственной продукции через медицинских и аптечных работников. Взаимовыгодный характер таких взаимоотношений - ни для кого не секрет: некоторые фармацевтические компании проводят презентации лекарственных средств на курортах, негласно премируют врачей по фактам выдачи рецептов на то или иное лекарственное средство, дарят врачам и провизорам подарки и тому подобное.

Такие условия не оставляют пациентам возможности выбора из нескольких возможных препаратов наиболее приемлемого.

Полагаю, что действительным проявлением заботы о здоровье потребителей было бы усиление контроля эффективности, безопасности лекарственных средств, а также повышение качества бесплатной медицинской помощи.

Все комментарии

Телефон:
(495) 692-4272


Адрес:
121345, Москва,
Георгиевский пер.,
д. 1, стр. 1
E-mail:


           
Разработка сайта — компания «Промоцентр»