Доклад Доронина А.О.
Мы сегодня активно занялись поиском союзников нашей партии в решении главной для каждого государства задачи — эффективного управления с учетом интересов конкретного человека. К чему приходим в итоге? Оправдали ли наши ожидания многочисленные общественные организации? Как уже высказались многие участники — увы, нет. Этот процесс мог бы растянуться до бесконечности, если бы не 131-й закон.
Знаю, что не все мои коллеги по партии из других региональных организаций «Единой России» столь оптимистичны в его оценке. Но у нас в Волгоградской области более чем достаточно примеров, подтверждающих своевременность и актуальность этой инициативы.
В Волгоградской области приступили к реализации закона еще в 2006 году. Причем не стали вводить его, что называется, порционно. Сразу создали четырехуровневую систему управления. Первичным звеном стало территориальное общественное самоуправление. То есть, на уровне сельских поселений и округов создаются объединения граждан по территориальному принципу — месту жительства. Сейчас в Волгоградской области работают уже около 2000 ТОСов, которые объединяют около 900 тыс. человек. А руководят ими люди, которых односельчане выбирают сами. Иными словами, руководители ТОСов — неформальные лидеры. Жители на местах всегда знают, кто по настоящему активный, неравнодушный, и может увлечь за собой других.
И знаете, с чего они начали работу, сначала не имея средств, а потом получив небольшие деньги из областного бюджета? В первую очередь подумали о молодежи. Занялись обустройством домов культуры, досуговых центров, спортивных площадок. Так что к Году молодежи, а 2009 год, как известно Президент России объявил Годом молодежи, ТОСы уже пришли с определенными успехами.
Сотни сельских мальчишек и девчонок не болтаются на улице без дела, а нашли занятия по интересам. И формирование здорового образа жизни для них — не какой-то абстрактный лозунг, а вполне осознанная жизненная позиции. Сельская молодежь сегодня — самые активные участники областной спартакиады, ТОСов. Только в этом году за три неполных месяца в ней приняли участие представители практически всех районов области. Благодаря деятельности ТОСов к здоровому образу жизни стали приобщаться в самых отдаленных хуторах и поселках, в соревнованиях участвуют целыми семьями.
Конечно, сначала было нелегко. Даже самым сильным лидерам, пользующимся безграничным авторитетом у односельчан, было трудно разрушить стену безразличия, преодолеть уже крепко укоренившуюся в народе психологию «моя хата — с краю». Но когда у ТОСов появились свои бюджеты, и люди увидели, что территориальное общественное самоуправление способно решать и проблемы поселения в целом, и конкретного человека — даже самые безнадежные скептики поверили в силу этого народного движения и начали активно участвовать в общественной жизни своих поселений. Уборка территорий, благоустройство, помощь нуждающимся, охрана общественного порядка, помощь подсобным личным хозяйствам — все это стало привычной нормой. Очень скоро ТОСы почувствовали вкус к масштабным социальным проектам — начали строить дороги, заниматься газификацией.
Спросите, откуда средства? Признаюсь, мы и сами не ожидали, что такое возможно — все-таки затраты солидные. И когда учредили конкурс на лучшее территориальное самоуправление и предусмотрели денежные призы для победителей, не рассчитывали, что эти средства будут направлены на столь масштабные дела. Но гражданская инициатива оказалась дальновиднее наших предположений. Большинство ТОСов, одержавших победу во многих номинациях, свои денежные награды направляли именно на решение инфраструктурных проблем. Мало того, некоторые объединения получили статус юридического лица, смогли открыть малые предприятия в различных сферах деятельности. В 2008 году из бюджетов муниципальных образований на выполнение работ с участием территориального общественного самоуправления было выделено около 200 млн. рублей. И люди, благодаря своей инициативе и заинтересованности — ведь старались для себя и своих детей — смогли решить малыми затратами многие насущные проблемы поселений. В то время как по экспертным оценкам на выполнение тех же задач из бюджета потребовалось бы выделить куда более масштабные суммы.
Наши ТОСы в числе первых отреагировали и на финансовый кризис. Так, один из них абсолютный победитель наших конкурсов — ТОС «Родионовский» Кумылженского района разработал программу «Мировому кризису — ТОСовское антикризисное управление». Создали антикризисный штаб, выявили нуждающиеся в поддержке группы населения, определили виды и источники помощи. Все быстро, четко, ясно и прозрачно. Заключили договоры о сотрудничестве с крестьянско-фермерскими хозяйствами — трудоустроили 30 человек, еще 25 заняли в других сферах деятельности. Причем, несмотря на кризис, от намеченных на 2009 год планов газификации этот ТОС отказываться не собирается. Да еще и малоимущим односельчанам собираются помочь в газификации их домовладений. И такие антикризисные программы создаются сегодня во многих ТОСах. Сегодня комитет экономики администрации области обобщает все эти предложения и самые конструктивные их них будут дополнительно включены в региональную программу мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
То, что местное общественное самоуправление в Волгоградской области — реальная сила, способная сплотить людей, подтвердили и результаты выборов в Областное законодательное собрание, которые состоялись 1 марта.
Во многом благодаря активности ТОСов, на которые опиралась и региональная организация «Единой России», явка сельских избирателей составила 51 процент. При этом за «Единую Россию» проголосовало более 60 процентов. В городах явка была ниже. Например, в Волгограде — немногим более 30 процентов, там «Единая Россия» набрала 41 процент. ТОСов в Волгограде, к сожалению, всего около 80. А сельской местности, как я уже говорил, около 2000. Цифры говорят сами за себя.
Нужны ли еще доказательства огромного потенциала территориального общественного самоуправления, способного консолидировать усилия власти и граждан в решении насущных для каждого россиянина проблем? Думаю, тех фактов, которые я привел, вполне достаточно.
Считаю, что «Единой России» необходимо в своей повседневной работе сделать ставку именно на ТОСы, которые уже заявили о себе не только как об умелых хозяйственниках, но и как о способных организаторах политических акций. Считаю, что конструктивная работа «Единой России» с ТОСами может принести хорошие результаты и в реальных делах партии, и с точки зрения продвижения ее идеологии. Важно только правильно подобрать формы и методы партнерства. Это могут быть партийные проекты, о проведении конкурсов, грантов. Отдельное направление — работа с лидерами местного самоуправления и активное вовлечение их в ряды партии. Кстати, замечу, наши оппоненты — «Справедливая Россия», КПРФ — пытаются привлечь ТОСы на свою сторону.
В Администрации Волгоградской области есть структура Управление по работе с территориями. Думаю, что руководить этим управлением должен член партии «ЕР».
Несколько слов о взаимодействии местных организаций «Единой России» с общественными организациями, в том числе и структурами общественного местного самоуправления. Думаю, настало время, чтобы «ЕР» вышла с инициативой подписания трехсторонних договоров, соглашений по типу «обладминистрация — профсоюзы — работодатели». Именно это позволит сделать наше партнерство системным, значимым, прозрачным. Что касается содержательной части таких соглашений, то здесь, понятно, надо подходить творчески с учетом особенностей территорий, проблем и интересов, проживающих на них людей.
Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах