Итоги гостиной "Внутренние угрозы национальной безопасности"

Гостиная журнала «КОНТЕКСТ. ПОВЕСТКА ДНЯ»
25 января 2012 года
«Внутренние угрозы национальной безопасности и их нейтрализация»

 

Особенностью нынешнего этапа развития России является то, что внутренние угрозы национальной безопасности являются определяющими. С ними во взаимосвязи и взаимозависимости находятся угрозы внешние. Какие внутренние угрозы национальной безопасности в настоящее время являются ключевыми для России? Чем они обусловлены? Каковы возможности их нейтрализации и какими методами?

 

Предлагаем вашему вниманию краткое изложение мнений экспертов, присутствовавших на нашей Гостиной, по этим и некоторым другим вопросам.

 

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ экспертов:


1. «Безопасность государства, безопасность общества и безопасность личности – вот три составляющие национальной безопасности».


2. «Вопрос опасности и безопасности состоит из двух частей: то, что тебе могут сделать опасного и то, что ты себе можешь сделать опасного сам».


3. «Сейчас мы находимся в таком состоянии системы, когда извне сломать практически нельзя. А это значит, что все умные люди понимают, если извне нельзя, значит ломать нужно изнутри. То есть действие, которое запускается, будут делать люди как бы находящиеся внутри системы».


4. У нас действует стратегия национальной безопасности и ряд других документов, регламентирующих сферу обеспечения национальной безопасности. Используемые в этих документах оценочные характеристики национальной безопасности в основном указывают на внутреннюю составляющую – это такие показатели как:


-  уровень безработицы;
- децельный коэффициент;
- уровень роста потребительских цен;
- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от ВВП;
- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования, науки в процентном соотношении от ВВП;
- уровень ежегодного управления вооружений и военной специальной техники;
- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.


Но этот список является крайне куцым. Это говорит о том, что документы по национальной безопасности далеко не идеальны.


5.  «Что у нас творится в  законодательстве? Ситуация удручающая - 70 указов президента, касающиеся национальной безопасности, федеральных законов в которых упоминаются вопросы национальной безопасности - 200. Абсолютно правильное было решение создать концепцию национальной безопасности России. В ней действительно попытались структурировать все те нормативные акты, ту законодательную базу, которая существует в Российской Федерации. Но целый ряд угроз национальной безопасности уже не прописаны в данной концепции».


6. Всегда наши внутренние проблемы использовались при необходимости нашими внешними оппонентами с разной степенью успеха. Но тем не менее, ключевые проблемы сосредоточены в социальной и экономической сфере.


7. Россия не определилась со своим положением в мире.
«И любой исторический факт может быть угрозой национальной безопасности. Мы в любой истории сейчас как бы страна, которая оправдывается. Вот это является самой большой угрозой национальной  безопасности».


8. «Главная проблема России как раз внутренняя – ее решение зависит от ответа на вопрос: хочет ли действительно власть поставить правильный диагноз того, что происходит, и заниматься не имитацией, а реальным решением существующих проблем».

 

На Гостиной в процессе дискуссии были обозначены следующие актуальные для России в текущее время внутренние угрозы национальной безопасности:

 

1. Межэтнические и межконфессиональные отношения.

 

  • «Предвыборный период является весьма серьезным испытанием вообще для политической системы. И наверное, карта этнических, конфессиональных и прочих противоречий между нашими народами все равно будет, так или иначе, разыгрываться».

 

  • «На Северном Кавказе есть опасения: а не получается ли, что федеральный центр забросит Кавказ после выборов или же после окончания Олимпиады в Сочи? При этом, например, ситуация в Чечне сейчас более стабильная, чем в Дагестане. Но по сложившейся традиции они ждут какой-то помощи от федерального центра, от силовых структур».

 

  • «Все происходящее говорит о том, что, в России последнего 20-летия отсутствовала национальная политика в принципе как явление».

 

  • «Тема, например, геноцида черкесов. Мы, не имея позиции по данному вопросу, реагируем на вызовы внешние, и готовим какие-то ответы, что наша политика в данном вопросе реактивна, то есть мы реагируем. Да, нам сказали: это было; мы говорим: этого не было. Мы не можем даже разобраться со своей внутренней историей, понять, что происходило в России 150 лет назад, 200 лет назад, и как сложилась Россия таковой, какая она есть. В итоге мы получаем серьезные проблемы с подготовкой к Олимпиаде, какую-то странную тему, которая возникает, вокруг которой закручивается вообще вся история Кавказа».

 

  • «Это проблемы всех распадающихся империй».

 

2. Ключевая проблема - проблема эффективности власти и адекватности ее реакции на происходящие в обществе изменения.

 

  • «Власть проспала изменения, откровенно говоря, хотя могла бы и раньше, как говорится, чухнуться. Люди стали самоорганизовываться на местах, власть это прохлопала».

 

  • «Но все-таки есть надежда на то, что власть, в конце концов, поймет, что главный итог декабрьских событий заключается в том, что в стране появился новый политический субъект – гражданское общество».

 

  • «Потенциал роста угрозы со стороны оппозиции на данный момент, я думаю, абсолютно заключается в ошибках власти. То есть в ее неэффективности».

 

  • «Поменялось общество. Люди стали более свободными, они стали информативно свободными».

 

3. Есть риск потерять управление страной.

 

  • «Если мы обозначили, четко не идентифицировав, кто есть враг или что есть плохо - мы просто занимаемся раскачиванием системы управления. Кто такие чиновники? Это система власти. Вот мы ее сломаем, новой нет. Как будет управляться система, не понятно. Я знаю огромное количество чиновников, два раза «ходил во власть», смотрел изнутри – минимальная доля  этих людей может реально что-то злоупотребить».

 

  • «Чиновников, принимающих откатные решения, пять-семь процентов. Остальные могут уворовать только канцелярскую. Но что мы сделали заявлениями у чиновников? Они себя чувствуют изгоями, изначально ворами. Чем заканчивается? Заканчивается итальянской забастовкой. Они делают все по регламенту. Смотрите, идет административная реформа. Каждая услуга федеральная, государственная, муниципальная будет регламентирована. То есть делай раз, делай два, делай три. Не сделал – получи административный штраф. То есть если вы пишите письмо, и в течение 30 дней вам на него не отвечают, как гражданину, вы тут же жалуетесь и 10 тысяч штрафа чиновнику идет. А в результате что делают? Мы с коллегами завтра любой муниципалитет выведем из строя, он работать не будет. Мы организуем туда письма в огромном количестве. То есть тот, кто это делал,  государственное управление, он в принципе вообще не понимает...»

 

4. «Во внешнеполитических отношениях зачастую мораль оказывается более качественная, чем в тех вещах, которые предлагаются для внутреннего употребления. И когда это в информационную эпоху возникает вопрос - почему с чужими лучше, чем со своими? Это вызывает социальное напряжение. У тех, кто понимает рационально, это напряжение сознательное. У тех, кто не вдается в суть проблемы, общее ощущение – что-то не так, обманули».

 

5. «Демографическая проблема стоит очень остро, и мы прекрасно понимаем, что вопросы смертности и рождаемости, они для нашей страны не решаются таким образом, каким нам предлагает сейчас государственная политика в этой области. И конечно, здесь необходим запуск новых механизмов для того, чтобы наша страна не становилась все меньше и меньше.

 

6. «Продовольственная безопасность. Встала проблема количества продуктов во всем мире. И сейчас мировые эксперты говорят о том, что есть проблемы с тем, чтобы прокормить население нашей планеты. И многие страны поднимают вопрос именно развития сельскохозяйственной отрасли на один из ведущих планов с точки зрения национальной безопасности. Над этими вопросами необходимо задумываться».

 

7. «Патернализм – это ответственность родителей. Патриотизм – ответственность детей. К патриотизму у нас сейчас принуждают. Не естественно выращивают, а принуждают. Я тебе не дам ничего, а ты обязан в два раз больше, иди на пулемет, а я тебе какую-то мелкую оскорбительную подачку. Это взрывной механизм».

 

8. Падение общего уровня образования.

 

9. Расслоение общества при полном непонимании, почему это так и отсутствии идеологии.

 

10. Нелинейная конкуренция. «Если один из наших олигархов контролирует 70 процентов рынка по производству хлора, то мы с вами должны отдавать себе отчет, что никакие инновационные методы очистки воды в нашей стране при такой конструкции, ну просто невозможно внедрить…»

 

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1. «Когда мы определимся со своей ролью на внешнем поле, многое изменится и на внутреннем поле».


2. Необходимо сформулировать четкую и жесткую государственную позицию по ключевым историческим событиям, формировать «историческую политику».


3. Постоянная актуализация и корректировка всех документов по национальной безопасности. «Необходимо постоянно в он-лайн режиме работать».


4. «Силовой компонент в нейтрализации угроз связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями обязательно должен быть, но он не может быть решающим. Поскольку чтобы добиться стабильности, нужна стабильная социально-экономическая ситуация, нужно, чтобы Кавказ развивался и там снижался уровень безработицы, и решались экономические, образовательные и прочие проблемы людей. В том, чтобы идеи радикальных исламских течений меньше распространялись среди молодежи, чем сейчас. Но я почувствовал по общению с этими людьми, что они ждут, что кто-то вместо них придет и решит на месте эти проблемы… Но кроме них самих вряд ли кому-то получится решить проблемы Северного Кавказа, естественно, при безусловной помощи федерального центра».


5. Необходимо четко определить задачи национальной политики. «Встает представитель Дагестана: сделайте нам федеральную программу.  То есть по сути дела – дайте федеральные деньги. Карачаево-Черкесия – дайте федеральные деньги. Уровень собирания ЖКХ на Северном Кавказе 60-70 процентов, когда в среднем по России 90. Уровень собственных доходов, просто собственных доходов в республиках Северного Кавказа в два раза отстает, чем в средней России. А бюджетная обеспеченность на одного получается сопоставима… Это политика умиротворения Кавказа. Это очень опасная вещь. Вот откуда появляется лозунг «Хватит кормить Кавказ».


6. У государства должна быть активная позиция, власть должна внимательно следить за общественным настроением.


7. «Кредит ошибок уже кончился. Нельзя на том, что унаследовал и забрал работать. То есть уже не получится, критикуя олигархов, получать одобрение своих действий со стороны населения. Нужно что-то предлагать».


8. Необходимы договоренности между новым политическим субъектом (гражданским обществом) и властью.


9. «Сажать вороватых чиновников - другого способа бороться со всеми этими угрозами у нас в стране просто нет».


10. «Надо прекращать врать. В этой системе просто нельзя больше врать, и все».


11. Необходимо параллельно борьбе с коррупцией формировать другой имидж государственного аппарата, чиновников.
 

Версия для печати