Гостиная журнала «КОНТЕКСТ. ПОВЕСТКА ДНЯ»
25 января 2012 года
«Внутренние угрозы национальной безопасности и их нейтрализация»
Особенностью нынешнего этапа развития России является то, что внутренние угрозы национальной безопасности являются определяющими. С ними во взаимосвязи и взаимозависимости находятся угрозы внешние. Какие внутренние угрозы национальной безопасности в настоящее время являются ключевыми для России? Чем они обусловлены? Каковы возможности их нейтрализации и какими методами?
Предлагаем вашему вниманию краткое изложение мнений экспертов, присутствовавших на нашей Гостиной, по этим и некоторым другим вопросам.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ экспертов:
1. «Безопасность государства, безопасность общества и безопасность личности – вот три составляющие национальной безопасности».
2. «Вопрос опасности и безопасности состоит из двух частей: то, что тебе могут сделать опасного и то, что ты себе можешь сделать опасного сам».
3. «Сейчас мы находимся в таком состоянии системы, когда извне сломать практически нельзя. А это значит, что все умные люди понимают, если извне нельзя, значит ломать нужно изнутри. То есть действие, которое запускается, будут делать люди как бы находящиеся внутри системы».
4. У нас действует стратегия национальной безопасности и ряд других документов, регламентирующих сферу обеспечения национальной безопасности. Используемые в этих документах оценочные характеристики национальной безопасности в основном указывают на внутреннюю составляющую – это такие показатели как:
- уровень безработицы;
- децельный коэффициент;
- уровень роста потребительских цен;
- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от ВВП;
- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования, науки в процентном соотношении от ВВП;
- уровень ежегодного управления вооружений и военной специальной техники;
- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.
Но этот список является крайне куцым. Это говорит о том, что документы по национальной безопасности далеко не идеальны.
5. «Что у нас творится в законодательстве? Ситуация удручающая - 70 указов президента, касающиеся национальной безопасности, федеральных законов в которых упоминаются вопросы национальной безопасности - 200. Абсолютно правильное было решение создать концепцию национальной безопасности России. В ней действительно попытались структурировать все те нормативные акты, ту законодательную базу, которая существует в Российской Федерации. Но целый ряд угроз национальной безопасности уже не прописаны в данной концепции».
6. Всегда наши внутренние проблемы использовались при необходимости нашими внешними оппонентами с разной степенью успеха. Но тем не менее, ключевые проблемы сосредоточены в социальной и экономической сфере.
7. Россия не определилась со своим положением в мире.
«И любой исторический факт может быть угрозой национальной безопасности. Мы в любой истории сейчас как бы страна, которая оправдывается. Вот это является самой большой угрозой национальной безопасности».
8. «Главная проблема России как раз внутренняя – ее решение зависит от ответа на вопрос: хочет ли действительно власть поставить правильный диагноз того, что происходит, и заниматься не имитацией, а реальным решением существующих проблем».
На Гостиной в процессе дискуссии были обозначены следующие актуальные для России в текущее время внутренние угрозы национальной безопасности:
1. Межэтнические и межконфессиональные отношения.
2. Ключевая проблема - проблема эффективности власти и адекватности ее реакции на происходящие в обществе изменения.
3. Есть риск потерять управление страной.
4. «Во внешнеполитических отношениях зачастую мораль оказывается более качественная, чем в тех вещах, которые предлагаются для внутреннего употребления. И когда это в информационную эпоху возникает вопрос - почему с чужими лучше, чем со своими? Это вызывает социальное напряжение. У тех, кто понимает рационально, это напряжение сознательное. У тех, кто не вдается в суть проблемы, общее ощущение – что-то не так, обманули».
5. «Демографическая проблема стоит очень остро, и мы прекрасно понимаем, что вопросы смертности и рождаемости, они для нашей страны не решаются таким образом, каким нам предлагает сейчас государственная политика в этой области. И конечно, здесь необходим запуск новых механизмов для того, чтобы наша страна не становилась все меньше и меньше.
6. «Продовольственная безопасность. Встала проблема количества продуктов во всем мире. И сейчас мировые эксперты говорят о том, что есть проблемы с тем, чтобы прокормить население нашей планеты. И многие страны поднимают вопрос именно развития сельскохозяйственной отрасли на один из ведущих планов с точки зрения национальной безопасности. Над этими вопросами необходимо задумываться».
7. «Патернализм – это ответственность родителей. Патриотизм – ответственность детей. К патриотизму у нас сейчас принуждают. Не естественно выращивают, а принуждают. Я тебе не дам ничего, а ты обязан в два раз больше, иди на пулемет, а я тебе какую-то мелкую оскорбительную подачку. Это взрывной механизм».
8. Падение общего уровня образования.
9. Расслоение общества при полном непонимании, почему это так и отсутствии идеологии.
10. Нелинейная конкуренция. «Если один из наших олигархов контролирует 70 процентов рынка по производству хлора, то мы с вами должны отдавать себе отчет, что никакие инновационные методы очистки воды в нашей стране при такой конструкции, ну просто невозможно внедрить…»
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. «Когда мы определимся со своей ролью на внешнем поле, многое изменится и на внутреннем поле».
2. Необходимо сформулировать четкую и жесткую государственную позицию по ключевым историческим событиям, формировать «историческую политику».
3. Постоянная актуализация и корректировка всех документов по национальной безопасности. «Необходимо постоянно в он-лайн режиме работать».
4. «Силовой компонент в нейтрализации угроз связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями обязательно должен быть, но он не может быть решающим. Поскольку чтобы добиться стабильности, нужна стабильная социально-экономическая ситуация, нужно, чтобы Кавказ развивался и там снижался уровень безработицы, и решались экономические, образовательные и прочие проблемы людей. В том, чтобы идеи радикальных исламских течений меньше распространялись среди молодежи, чем сейчас. Но я почувствовал по общению с этими людьми, что они ждут, что кто-то вместо них придет и решит на месте эти проблемы… Но кроме них самих вряд ли кому-то получится решить проблемы Северного Кавказа, естественно, при безусловной помощи федерального центра».
5. Необходимо четко определить задачи национальной политики. «Встает представитель Дагестана: сделайте нам федеральную программу. То есть по сути дела – дайте федеральные деньги. Карачаево-Черкесия – дайте федеральные деньги. Уровень собирания ЖКХ на Северном Кавказе 60-70 процентов, когда в среднем по России 90. Уровень собственных доходов, просто собственных доходов в республиках Северного Кавказа в два раза отстает, чем в средней России. А бюджетная обеспеченность на одного получается сопоставима… Это политика умиротворения Кавказа. Это очень опасная вещь. Вот откуда появляется лозунг «Хватит кормить Кавказ».
6. У государства должна быть активная позиция, власть должна внимательно следить за общественным настроением.
7. «Кредит ошибок уже кончился. Нельзя на том, что унаследовал и забрал работать. То есть уже не получится, критикуя олигархов, получать одобрение своих действий со стороны населения. Нужно что-то предлагать».
8. Необходимы договоренности между новым политическим субъектом (гражданским обществом) и властью.
9. «Сажать вороватых чиновников - другого способа бороться со всеми этими угрозами у нас в стране просто нет».
10. «Надо прекращать врать. В этой системе просто нельзя больше врать, и все».
11. Необходимо параллельно борьбе с коррупцией формировать другой имидж государственного аппарата, чиновников.
Обо всех ошибках просьба сообщать на nirsi@nirsi.ru
Copyrigth © НИРСИ. Все права защищены.