Международный финансовый центр в Москве: создать или построить? Заметки скептика.

 

Игорь Шатров, член Совета по национальной стратегии, президент Центра изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб», политолог 

 

«Москва станет международным финансовым центром!». Этот лозунг уже заглушает фанфары, раздававшиеся еще недавно из Сколково. Возможно, и к лучшему. Возможно, это означает, что промо-акция «Сколково навсегда!» закончилась, и началась кропотливая работа по реальному созданию в Подмосковье инновационного центра мирового уровня. Будем надеяться. И попробуем разобраться с очередным мега-проектом. О нем уже заявили в Давосе, а значит - процесс пошел.


Тем не менее, позволю себе подвергнуть эту идею некоему подобию критического анализа. Почему подобию? Потому что, не будучи финансистом, конечно, не смогу до конца оценить перспективы данного проекта с чисто финансовой точки зрения. Но, являясь специалистом в своей области, хотел бы указать авторам на некоторые слабые места. Глобальные проекты подразумевают комплексный всеобъемлющий подход к их реализации. Международный финансовый центр – еще более глобальный проект, чем Сколково, потому что финансово завязан на мировой рынок. Деньги, как известно, любят не только счет, но и тишину, стабильность, строгие правила игры.

Готова ли Москва к превращению в международный финансовый центр (МФЦ)? Помимо желания, озвученного на самом высоком уровне, необходимы условия. На мой взгляд горожанина, в настоящее время Москва не справляется даже со столичными функциями. Может, новый мэр и изменит ситуацию к лучшему, Но сама по себе задача превращения Москвы в современный и комфортный город является проектом мирового уровня. Перевод же российской столицы в разряд элиты «мировых городов» - без чего, мне кажется, становится нереальным выполнение задачи по созданию МФЦ, - еще более сложный процесс.

Согласно определению профессора Университетского колледжа Лондона сэра Питера Холла, мировые (или глобальные) города «находятся в центре глобальной информационной сети и так называемой экономики знаний. Их иерархия построена с учетом организационных структур транснациональных компаний в сфере передовых услуг». Это экономические центры постиндустриального мира, в которых сконцентрирован бизнес, связанный с финансами, СМИ, образованием, здравоохранением, туризмом. По мнению разных специалистов, такими городами являются Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио, Чикаго, Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Лос-Анджелес, Милан, Сингапур, Сан-Франциско, Сидней, Торонто, Мадрид, Мехико, Сан-Паулу, Сеул, Цюрих, Брюссель и еще около 30 мегаполисов. Некоторые эксперты относят и Москву к числу таких городов. Однако, на мой взгляд, наша столица до этого уровня пока не дотягивает. И вот почему.

Вернемся к определению Питера Холла. В «мировом городе» должен концентрироваться бизнес мирового уровня, транснациональные компании из сферы передовых услуг. На данный момент у нас имеется только «Газпром». Правда, к сфере передовых услуг отнести российскую энергетическую монополию сложно. Образование и наука в «мировом городе» также должны соответствовать высочайшему уровню. Но наши научно-исследовательские центры не поставили открытия на поток, а университеты не являются центром притяжения молодежи со всего мира. Здравоохранение в «мировом городе» должно быть самым современным. Увы, отечественные медицинские центры не имеют многолетних очередей из иностранных клиентов. «Мировой город» сам по себе должен привлекать туристов со всего света. Но Москва еще далека от звания туристической столицы мира. «Мировые города», по мнению Холла, находятся в центре «экономики знаний». Возможно, Сколково и станет таким международным инновационным центром, но пока… Наконец, «мировые города» находятся в центре глобальной информационной сети. Это тоже не про нас. Увы, но у Москвы в частности и России в целом нет своего CNN. Каждое из вышеприведенных утверждений, если потребуется, можно подкрепить сравнительной статистикой.

И что же, мы ведь пока и не претендуем ни на одну из этих позиций (за исключением, Сколково), скажут оппоненты. Да, мы выбрали иное направление, вознамерившись превратить Москву в центр мировых финансов. По Сеньке ли шапка? Знаете ли вы, что в  прошлогоднем рейтинге мировых финансовых центров, который составляет компания Z/Yen Group Ltd., Москва занимала… 68 место из 75?! Первенство в этом списке за Лондоном и Нью-Йорком, за ними следуют Гонконг и Сингапур. Надо пояснить, что авторы рейтинга делят города на 12 категорий в зависимости от степени диверсификации финансовых услуг, а также уровня их глобальности. Высшая категория - «глобальные лидеры». В ней, кроме четырех названных городов, представлены Чикаго, Цюрих, Торонто и Франкфурт-на-Майне. Это наши потенциальные конкуренты! Мягко говоря, не слабо! Москва включена в категорию «глобальных претендентов» в финансовые центры. То есть с большой долей вероятности можно сказать, что озвученная на высшем уровне идея создания МФЦ и позволила российской столице попасть в листинг. Составители указывают также, что города-претенденты должны быть хорошо известны финансовому миру. Удивительно, если бы столица крупнейшего государства мира не была таким городом.

Наконец, наиболее, на мой взгляд, важное. Говоря о Москве, мы, конечно, лукавим. МФЦ  в Москве – это не Сколково в Подмосковье. Речь идет о России, о месте и роли нашей страны в мировой финансовой системе, которая пока еще потрясена кризисом и ищет новые модели развития. И что же? Способна ли Россия оказать влияние на мировые финансы? Наша финансовая система, с учетом размеров ее экономики, конечно, немаленькая. Однако в глобальном плане это всего 2-2,5% от мирового ВВП! Капитализация российского рынка в 2009 году достигла 60 млрд долларов. Это сравнимо с рынком Южной Кореи. Даже Китай со своей нелиберализованной валютной политикой имеет более развитый финансовый рынок, нежели Россия – таково мнение специалистов Всемирного банка.

Возможно, за амбициозной задачей создания международного финансового центра скрывается менее грандиозный проект создания центра регионального уровня. Создание Единого экономического пространства с участием Казахстана и Беларуси – шаг именно в этом направлении. Но и этот процесс, как известно, проходит непросто. Как-то не спешат даже самые ближайшие наши соседи по СНГ поручать нам ответственность за свои финансы! При таком раскладе весьма сомнительно, что на это согласятся малознакомые дяди из Старого и Нового Света.

Возможно, все еще проще. И речь идет о проекте развития московской городской инфраструктуры, доведения ее до мировых стандартов, которые позволят впоследствии размещать здесь хоть финансовые центры, хоть культурные. Так, выбор Сочи столицей Олимпиады-2014 стал толчком для развития всего региона, а выбор России в качестве страны, принимающей Чемпионат мира по футболу 2018 года, дал старт 13 проектам по развитию инфраструктуры городов, где пройдут футбольные матчи. Понятно, что если в Москве не займутся решением проблем городской инфраструктуры: транспортной, офисной, эколого-рекреационной, проблем безопасности, созданием современной инфраструктуры здравоохранения, образования, сферы услуг и досуга - другими словами, если город не станет комфортным для жизни и работы, не стоит мечтать ни о МФЦ, ни о каких других долговременных проектах. Так и будем радоваться тому, что хоть на какое-то время стали центром внимания для всего мира не из-за теракта, а из-за финального футбольного поединка. Но матч закончится, болельщики уедут, а мы останемся со своими проблемами и стадионами.

При этом нельзя допустить того, чтобы проект МФЦ превратился в очередной девелоперский проект. А эта тревога звучит, к сожалению, даже в разговорах вокруг Сколково. Вице-премьеру Игорю Шувалову в Давосе пришлось убеждать западных инвесторов, отдельно остановившись на этом вопросе: «Мы тут не занимаемся строительством недвижимости, а разрабатываем ноу-хау, ведем инновационный бизнес. Мы не хотим, чтобы «Сколково» поглотил землю, государственные средства - и стал еще одним строительным проектом». Это тревожный звоночек. Шувалов выступил с таким заявлением не по собственной инициативе, а в ответ на сомнения западных инвесторов, которые в открытую говорили в Давосе о перспективах превращения Сколково именно в девелоперский проект. Вот и по поводу МФЦ уже есть информация о проектах застройки офисной недвижимостью и небоскребами так называемого «Золотого острова» напротив Храма Христа Спасителя.

Повторюсь: заявляя о необходимости превращения Москвы в международный финансовый центр (именно превращения, а не строительства!), президент Дмитрий Медведев, на мой взгляд, говорил, в первую, очередь о необходимости активного участия нашей страны в создании новой мировой финансовой архитектуры, пострадавшей от мирового кризиса. Россия должна внести свой вклад в формирование нового миропорядка, основанного на отвечающих вызовам современности экономических правилах, в том числе и касающейся регулирования финансовых потоков. Это несомненно. Весомая доля правил для нового посткризисного мира должна быть написана в России. Необходимо ли для этого строить новый Сити? Вот это уже вопрос! По-моему, «специалисты» восприняли слова президента слишком буквально!

Создание одного из центров мировых денег в столице постсоветского пространства, каковой является Москва, конечно, логично. Очевидно, впоследствии речь пойдет о рубле как региональной резервной валюте, о новой валютной бирже, возможно, каком-то едином Центробанке по аналогии с Европейским. А для этого, видимо, экономика России должна повысить свою прозрачность, открытость, стать дифференцированной. Необходимо зафиксировать инфляцию на низком уровне, повысить устойчивость макроэкономики, сократить дефицит бюджета. Наконец, необходимо усилить защиту прав инвесторов, да и много чего еще. При этом необходимо развивать финансовую инфраструктуру во всей стране: стимулировать появление региональных инвестиционных банков, крупным городам выпускать свои ценные бумаги и т.д. Не буду больше фантазировать и отнимать хлеб у профессионалов. Такой проект – дело финансистов и экономистов. С моей, сугубо политологической точки зрения, им, как разработчикам, он и должен быть поручен. Но ни в коем случае не строителям! Реализация мега-проекта, конечно, подразумевает огромные инвестиции в инфраструктуру. Но это должно стать следствием, а не причиной для его реализации.

Итак, прежде чем приступать к осуществлению проекта «Москва – МФЦ», мы должны ответить для себя на несколько вопросов.

Первый. Является ли Москва «мировым городом» и что нам надо сделать для того, чтобы она таковым стала? Этот вопрос становится первоочередным при принятии решения о реализации любого масштабного проекта, последствия которого выходят за рамки континента. На мой взгляд, нельзя реализовывать подобные проекты, если потенциал для дальнейшего развития исчерпан, а дальнейшая реализация проекта может привести лишь к коллапсу.

Второй вопрос. Как этот проект увязывается со стратегией развития России в целом, а не только города Москвы? Готова ли страна принять на себя ответственность за судьбу части мировых финансов? Готова ли к этому финансовая система? Существует ли соответствующая законодательная база?

И третий, самый главный вопрос. Что такое международный финансовый центр? Мы не построим новый Лондон или Нью-Йорк. Да и миру это сейчас не нужно! Что мы предложим мировому сообществу под брендом «международный финансовый центр»? Какие новые правила игры предлагаем принять мировой финансовой элите? Способны ли мы защитить, отстоять эти правила?

Получив вразумительные ответы на все эти вопросы, особенно на третий, можно будет заняться и архитектурным планированием нового офисного центра. Это, в данном случае, второстепенно! 

 

Скачать в формате PDF 

 

Версия для печати