Комментарии экспертов НИРСИ на актуальные темы:

Екатерина Буробина: Поправки в Закон об отмывании доходов требуют технической доработки юристов


Сергей Гречишников: Охотники за привидениями добрались до Грузии


Алексей Носов: Заявления Обамы – попытка «сделать хорошую мину при плохой игре»


Все комментарии


   “Перед прошлым склони голову, перед будущим засучи рукава” (Менкен)   


Екатерина Буробина: Поправки в Закон об отмывании доходов требуют технической доработки юристов


23.09.2009
Источник: НИРСИ

Сегодня Государственная Дума в первом чтении рассматривает проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект предусматривает приведение в соответствие с рекомендациями ФАТФ отдельных положений национального законодательства.

О том, насколько грамотно проработан документ, говорит эксперт НИРСИ, юрист адвокатской фирмы «Юстина» Екатерина Буробина:

Как указывается в пояснительной записке к предлагаемому законопроекту, он призван обеспечить соблюдение финансовыми организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, усовершенствовать механизмы привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц за нарушение этих требований, а также дополнить Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" некоторыми новыми понятиями.

Необходимо отметить, что указанный закон в действующей редакции, с точки зрения понятийного аппарата и в организационной части, вполне соответствует рекомендациям ФАТФ, а предлагаемые коррективы можно охарактеризовать скорее как уточняющие. Как представляется, речь не идет о сколько–нибудь значимых изменениях.

Так, обязательные процедуры внутреннего контроля, которые регламентируются в проекте, в законе прописаны, как и запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положения об отказе в выполнении распоряжения клиента, фактически ничего не добавляют к действующему регулированию (такие положения также уже есть в законе). То же самое можно сказать и о предложениях законопроекта о приостановлении операций по счетам.

Предлагаемые понятия, такие как «идентификация» и «документальное фиксирование сведений (информации)» едва ли нуждаются в законодательном определении. Они и без разъяснения на столь высоком уровне понятны не только профессионалам, но и обывателям.

В то же время, сами определения местами некорректны. Так понятие «осуществление внутреннего контроля», которое авторы законопроекта полагают необходимым включить в число понятий, содержащихся в законе, определяется с использованием самого определяемого понятия.

Обращает на себя внимание и применение неправовых терминов: «выгодополучатель» вместо «выгодоприобретатель», «подразделение» вместо «филиал», «представительство» и т.д.

Отмечается некоторая декларативность предлагаемых изменений, что выражается в неопределенности отдельных формулировок, отсутствии конкретики. Так, предлагается «уделять повышенное внимание» операциям, осуществляемым лицами, указанными в законе, «предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодополучателей».

Между тем, более полезным было бы не умножение абстракций, а, например, предложение конкретного перечня документов, которые могут запрашивать от клиентов лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. В предлагаемом законопроекте, они напротив, вправе требовать предоставления клиентом любых документов, которые сочтут необходимыми для осуществления контроля, что может породить злоупотребления.

Подобная расплывчатость формулировок не будет способствовать стабильности в банковской сфере.

Полагаю, таким образом, что предлагаемый законопроект требует юридико-технической доработки, а также более детальной регламентации механизмов, предусмотренных действующим законодательством.


Все комментарии

Телефон:
(495) 692-4272


Адрес:
121345, Москва,
Георгиевский пер.,
д. 1, стр. 1
E-mail:


Экспертные материалы:

Человеческий потенциал РФ: демографический аспект

П.В. Поветьев

Перейти >>>

           
Разработка сайта — компания «Промоцентр»