Комментарии экспертов на актуальные темыРоссийско-украинские отношенияАндрей Полосин: Изменение отношений России и Украины — путь длиной в десятилетияСергей Гречишников: Украина будет с теми, кого считает сильнееНравственные основы модернизацииСергей Волобуев: Модернизация может опираться на нравственные ценности православияВсе комментарии |
Главная страница / Публикации / Бюллетень НИРСИ / Выпуск 2008 г. / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ? Управленческое консультированиеРоссия начинается на Дальнем Востоке С начала 2008 года была продолжена начатая еще в 2007 году работа Центра аналитики и мониторинга при Полномочном представителе Президента в Дальневосточном федеральном округе (ЦАиМ). Главным в работе Центра стало аналитическое и консультационное сопровождение принятия стратегических решений в управлении социальными процессами во время избирательных кампаний федерального значения на территории Дальнего Востока. Проект не имел аналогов в прошлом. Новизна состояла в самой специфике Центра аналитики и мониторинга при полпредстве как консультационно-методической структуры. Информация о ситуации в субъектах ДФО добывалась в ходе выездов мобильных групп на места. Командировочные задания группа получала от руководителя Центра и главного аналитика. После утверждения руководителем Центра отчета группы, документ предоставлялся ответственному работнику полпредства. Совместно с полпредством принимались решения о коррекции управления социальными процессами в данном регионе. Сбор информации осуществлялся методом экспертных интервью, фокусированных групповых интервью, анализа прессы, анализа внутренней документации, включенного наблюдения. При обработке информации использовались данные социологических исследований. Информацию о ситуации в субъектах полпредство получало от ГФИ в ежедневном режиме. Каждую пятницу заместитель полпреда проводил видеоконференцию с ГФИ. На конференциях в качестве консультантов присутствовали представители ЦАиМ. Целью оперативного аудита стало выявление основных организационных патологий в регионах и выработка рекомендаций по коррекции управления социальными процессами в том или ином регионе. Консультирование осуществлялось членами мобильных групп во время их пребывания в регионе и руководителями ЦАиМ во время еженедельных видео-конференций и по телефону. ? Научные разработкиКак определить тип регионального управления? Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется наличием значительного числа субъектов политического процесса федерального и регионального уровней, обладающих разнообразными ресурсами, зачастую, несовместимыми экономическими интересами и политическими целями. Деятельность данных субъектов при определенных обстоятельствах способна стать источником уязвимостей, угроз и рисков, реализующихся в политической, экономической и социальной сферах и привести к нарушению функционирования государственных и общественных институтов. Эффективное информационно-аналитическое обеспечение управления политическими процессами в регионах невозможно без точной оценки, анализа и прогноза развития ситуации. Для этого необходимо выявить основные типы административно-политического управления в регионах России. Практика показывает, что в настоящее время анализ таких явлений производится отдельно для каждого случая и недостаточно системно, тогда как для эффективного прогноза развития ситуации необходимо иметь обоснованные представления о политической ситуации как целостной, динамической совокупности ограниченного количества признаков. Такое представление может быть сформировано в процессе исследования и системного анализа в форме описания типичных сценариев развития политического процесса в регионе. В настоящее время в России сложилось несколько типов региональных административно-политических систем, которые можно по разным (дихотомическим) основаниям характеризовать как: · сильная или слабая; · авторитарная или демократическая; · моноцентричная или многополярная; · однопартийная или многопартийная; · мононациональная или многонациональная; · тяготеющая к образцам СССР или скорее либеральная; · по географическому признаку: тяготеющие к европейской части, расположенные в центре страны (Урал и Сибирь), тяготеющие к азиатской части (Забайкалье и Дальний Восток) и др. Типологию региональных административно-политических систем было предложено строить по двум основаниям: типы политических режимов и степень устойчивости административной системы. В результате можно выделить четыре доминирующих типа региональных административно-политических систем: · авторитарно-устойчивые системы; · авторитарно-неустойчивые системы; · либерально-устойчивые системы; · либерально-неустойчивые системы. Для того чтобы проверить эти гипотезы, нужно было разработать новые диагностические подходы к анализу социально-политической ситуации региона. В связи с этим, было уделено определенное время сначала разработке «Методики оценки социально-политической ситуации в регионе», а затем и ее апробации в регионах. В результате была создана заданная методика. Она отличается значительной инновационной компонентой и высоким уровнем эвристики, начиная с постулирования гносеологических предпосылок и заканчивая методикой обработки результатов полевых исследований. Первичную апробацию данная методика прошла в Алтайском крае и Орловской области. Затем методика была доработана и по ней была проведена диагностика социально-политической ситуации в Республиках Тыва и Карелия, в Приморском и Ставропольском краях, в Амурской, Иркутской, Самарской и Свердловской областях. Последний этап использования новой методики прошел в Республиках Алтай и Хакасия, в Хабаровском крае, в Волгоградской, Еврейской автономной и Магаданской областях. В настоящее время региональное административно-политическое управление формируется в каждом регионе индивидуально на основе индивидуального опыта местного руководства и его так называемого «административного чутья», практики и интуиции. Все это порождает высокую степень неустойчивости политической системы региона и делает ее заложником субъективных качеств региональных лидеров. В результате выполнения данного проекта органы государственной власти и местного самоуправления, институты гражданского общества, включая различные НКО, получат информацию, на основе которой будут иметь возможность определять состояние и типы региональных административно-политических систем и методов административно-политического управления. Появятся типовые возможные варианты развития и разрешения политических кризисов, варианты выработки адекватных ситуации действий. ? Социологические исследования в регионахСоциологические исследования проводились сотрудниками НИРСИ и привлеченными экспертами. В основном работы велись по заказу региональных администраций. Основной тематикой являлось изучение социально-политической ситуации в регионе. В 2008 году такие исследовательские работы были проведены: · в Сахалинской области перед выборами Президента РФ (январь — февраль); · в г. Владивосток перед выборами мэра (март — май); · в г. Ставрополь (июнь — июль); · в Алтайском крае (октябрь — ноябрь); · в Волгоградской области (ноябрь — декабрь). *** Успешная реализация НИРСИ всех региональных проектов 2008 года окончательно подтвердила тезис, что в сегодняшней России востребован междисциплинарный подход к решению сложных социально-политических задач. Синтез социологии, управленческого консультирования и паблик рилейшенз дает возможность гарантированного достижения требуемого результата. |
|
|||||||||||
Разработка сайта — компания «Промоцентр» |