Print

Образование как основа формирования духовно-нравственной личности

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Non ad scholam,  sed ad vitam discimus
«Не для школы учимся, а для жизни» (лат.).

 

Согласно Конституции Российской Федерации:

 


То есть, согласно Конституции, вопросы духовно-нравственного характера в глобальном плане находятся за пределами регулирования и регламентирования со стороны государства.


Тем не менее, если мы хотим быть государством, а не просто группой людей, объединенных общей территорией, нам важно помнить свое историческое прошлое, знать собственную культуру и говорить на одном языке. Язык, история, культура — это то, что может быть названо духовно-нравственной базой личности.


Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В системе образования должны присутствовать учебные дисциплины (в основном это гуманитарные дисциплины), программа которых и учебные материалы по которым будут формировать личность человека и гражданина, любящего свою Родину, знающего и ценящего ее культуру и историю. Такой широкий подход к образованию всегда составлял славу российской образовательной традиции.


Говоря о сегодняшней ситуации первое, что можно отметить — это продолжение экспериментов с ЕГЭ. В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ («О внесении изменений в ФЗ «Об образовании») для единого экзамена установлен переходный период его введения со дня официального опубликования закона до 1 января 2009 года. К сожалению, с момента начала эксперимента с ЕГЭ статистика не отличается положительной динамикой. Итоги единого госэкзамена в этом году оказались печальными. Четверть российских школьников не справились с экзаменом по основным предметам — литературе и математике. При этом даже тем, кто сдал экзамен на «2», в аттестат ставится «3»(!).

 

К слову:

 

Опрошенные «Экспертом Online» учителя московских школ говорят о том, что помимо низкого уровня образования свою роль в огромном количестве «неудов» сыграли и повышенная сложность ряда экзаменов, возможность вольной трактовки отдельных заданий проверяющими, компьютерные сбои.

 

По мнению Сергея Комкова, президента Всероссийского фонда образования, «во-первых, сами тесты сделаны некорректно, во-вторых, уровень сложности не соответствует школьной программе, особенно по математике, в-третьих, невозможно обеспечить равных заданий для всех. Кому-то достались варианты с легкими заданиями, а кому-то — с очень сложными. Рособрнадзор еще и хочет перевести ЕГЭ на систему, при которой каждый выпускник будет иметь свой индивидуальный вариант. Но очевидно, что создать 800 тысяч равных по сложности вариантов невозможно. При этом теряется самое главное — это не единый экзамен».

 

Как можно говорить о решении задач духовно-нравственного воспитания, когда 10-11 класс преподаватели посвящают подготовке детей к ЕГЭ — по сути, технике и технологии расстановки «галочек» в тексте.


Чтобы вырастить успешное и сильное поколение россиян, необходимо признание и принятие гуманитарных образовательных стандартов школ и ВУЗов, ориентированных на высоко духовное, нравственное воспитание граждан и основанных на всемирно признанном российском культурном наследии. Творческий экзамен по литературе в школе должен быть обязательным. Но он должен оставаться именно творческим, дающим возможность проявить выпускнику свои знания, понимание нашей культуры, свою нравственную и гражданскую позицию.

 

К слову:  

 

В МГУ им. Ломоносова, самом, пожалуй, рьяном противнике ЕГЭ, сейчас приходится параллельно со вступительными испытаниями проводить экзамен по ЕГЭ для абитуриентов, которые приезжают поступать из регионов, где единый экзамен не проводился.

 

Помимо введения ЕГЭ в России ведется активная работа по модернизации системы образования. На данный момент существует целый ряд нормативно-правовых актов и документов различных уровней, регламентирующих сферу образования, принята Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, ведется Национальный проект «Образование». Тем не менее следует признать, что предпринимаемые усилия пока не дают желаемого эффекта: учить в школах стали не лучше, а что касается духовно-нравственного воспитания, то эти вопросы и вовсе отданы на добрую волю учителей и директоров школ.


Действительно, регламентировать духовно-нравственное воспитание в школах напрямую сложно, да и не нужно. В содержании среднего образования ведущую роль по формированию духовно-нравственной личности играют гуманитарные дисциплины, поэтому логично выстраивать работу именно через эти предметы.

 

К слову:   

 

Президент Американского общества философии образования У. Файнберг более десяти лет назад писал, что для американцев в последние десятилетия стимулом переориентации системы образования стала Япония, где, как известно, приоритетом является отнюдь не физика или математика, а эстетическое воспитание. Стоило бы задуматься над тем, почему столь экзотическое предпочтение не мешает Стране восходящего солнца бежать впереди планеты всей по пути развития «высоких технологий».

 

Таким образом, в рамках методики воспитания основы духовно-нравственной личности ключевыми факторами, влияющими на содержание воспитания и его качество, являются:

 

 

Содержание образования. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании» (Ст.9 п. 2) «Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». Еще с 1970-1980-х годов ведется дискуссия о том, что программы и учебники для средней школы, к примеру, по истории, слишком усложнены и перенасыщены фактическим материалом, который можно найти не в каждой энциклопедии. С другой стороны — появилось огромное количество учебников, большая часть которых одобрена Министерством образования, качество и содержание которых очень сильно варьируются, не редки в учебниках и грубые фактические ошибки. По сути, преподавателю необходимо выбрать и изучить предлагаемые учебные материалы и пособия и создать авторский курс, чтобы он был сбалансированным и интересным.


Качество кадров напрямую влияет как на качество преподавания, так и на отношение ученика к предмету. Сами преподаватели гуманитарных наук отмечают, что чуть ли не 80% успеха в предмете зависит от преподавателя, а оставшееся — это программа и учебники. Для того, чтобы преподаватель мог брать на себя ответственность за воспитание духовных и моральных ценностей, он должен обладать, с одной стороны, высоким уровнем образования и подготовленности, эрудицией, а с другой — преподаватель сам должен «исповедовать» высокие духовно-нравственные ценности. К сожалению, в современных условиях — это практически мифологический персонаж. Быть учителем не престижно и не выгодно. Сейчас, как и предыдущие 15 лет, существует «социальный» заказ на управленцев, юристов, существует такое мнение, что это модно, престижно и хорошо оплачиваемо.


Что касается материально-технической базы школы, то, безусловно — это не первый, но немаловажный фактор, влияющий на воспитание духовно-нравственных качеств в подрастающем гражданине страны. Сейчас, в XXI веке, далеко не в каждой школе есть компьютеры и Интернет. Хотя Интернет является неисчерпаемым информационным ресурсом и позволяет не только рассказывать про Исторический музей, Эрмитаж, Лувр, но и проводит экскурсии для учеников, несмотря на удаленность от того или иного музея. Действительно, работа по данному направлению уже активно ведется, работает как Национальный проект, так и Федеральная целевая программа. По словам министра образования Андрея Фурсенко, министерство ставит перед собой задачу, «чтобы к 2010 году не менее 70 процентов школьников учились в современных условиях».


Основной задачей образования является формирование духовно-нравственной основы для развития грамотной и гармоничной личности. Работа по модернизации образования ведется, но мы явно стоим только в начале пути. И проводя данную работу необходимо помнить о том, что качественная система образования, способная не только обучать, но и воспитывать — это стратегическое преимущество страны и залог эффективного социально-экономического развития.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РФ:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ


(Выдержки из Конституции РФ, Концепции национальной безопасности РФ, Национальной доктрины образования в РФ до 2025 года, Федерального закона РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Программы "Русский язык" на 2006-2010 годы)

 

Конституция Российской Федерации

 

Статья 43:


1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

Из статьи 13:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

 

Из статьи 14:
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 

Из статьи 28:
Каждому гарантируется свобода… иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 

Из статьи 29:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. (…)
2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

 

«Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя… защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения».

 

Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.

 

Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов…

 

Основные цели и задачи образования


Система образования призвана обеспечить:


- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; (…).

 

Основные задачи государства в сфере образования


Государство в сфере образования обязано обеспечить: (…)


- формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; (…).

 

Федеральный закон РФ «Об образовании»

 

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования


Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:


1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (здесь и далее выделено нами — НИРСИ);
(…)
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании; (…).

 

Статья 9. Образовательные программы


1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:


1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).


2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.


3. К основным общеобразовательным относятся программы:


1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.

 

6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

 

Статья 14. Общие требования к содержанию образования


1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:


— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— развитие общества;
— укрепление и совершенствование правового государства.


2. Содержание образования должно обеспечивать:


— адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
— формирование духовно-нравственной личности;
— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

 

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

 

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы

 

1.2. Новые социальные требования к системе российского образования


Школа… должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. (…)


Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. (…)


2.2. Создание условий для повышения качества общего образования


Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. (...)


Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. (…)


В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:

(…)


— более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
— усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; (…).

 

Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)

 

В Российской Федерации… наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.


Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)" является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. (…)


Разработку Программы обусловили следующие факторы:


— необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности;
— необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;
— потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
— необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;
— актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества;
— необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;
— необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;
— необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.


Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. № 1355-р.
(…)


В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям:

 

— угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
— снижение престижа России в мировом сообществе;
— ущемление прав личности российских граждан, касающееся дискриминации по языковому признаку;
— ослабление национальной самоидентификации россиян;
— снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ.

 

 

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ
(ПО МАТЕРИАЛАМ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ)

 

Федеральная власть

 

Д. МЕДВЕДЕВ: «…каждому человеку должен быть открыт доступ к качественным образовательным услугам с тем, чтобы он в полной мере стал востребован обществом и экономикой» (ИА REGNUM, 17.01.08).


В. ПУТИН: «Нужно использовать всё самое лучшее, что есть в российском образовании. У нас очень фундаментальная, хорошая образовательная система, но она, конечно, как и многое, нуждается в модернизации» (www.kremlin.ru, 06.03-12.03.08).


А. ФУРСЕНКО: «Мы ставим перед собой задачу, чтобы к 2010 году не менее 70 процентов школьников учились в современных условиях» (www.rambler.ru, 31.01-02.02.08).


Д. МЕДВЕДЕВ: Для развития дошкольного образования и его общедоступности «необходимо отделить финансирование самой образовательной услуги от расходов по содержанию детей,…». «Мы должны готовить по-настоящему востребованные кадры. Для этого будем укреплять взаимодействие с работодателями в образовательном процессе, продолжим поддержку инновационных образовательных учреждений, будем работать над укреплением материально-технической базы всего образовательного процесса… Ещё одно важнейшее направление – интеграция образовательной среды и науки…» (www.rost.ru, 28.02-05.03.08).


В. БОЛОТОВ («Рособрнадзор»): «ЕГЭ все-таки довольно объективен». Совершенствование механизма ЕГЭ будет продолжено (отказ от обязательного ЕГЭ по литературе; организационное: региональным властям в этом году делегировали новые полномочия, которые должны облегчить организацию проведения экзамена на местах) (По материалам «Время Новостей», 13.03-19.03.08).


А. ФУРСЕНКО: «…Одновременно уменьшен прием на ряд гуманитарных специальностей, которые сегодня рынком труда не востребованы». Знание литературы не может быть проверено в ЕГЭ. По его словам, исключение русской литературы из ЕГЭ не означает ослабления внимания министерства к этому предмету («Парламентский час», 20.03-26.03.08).


Л. СЛИСКА: «Чиновники, которые приняли такое решение [про исключение «литературы» из списка обязательных предметов для сдачи], имели «двойку» по русскому языку и литературе, поэтому сегодня на всех нас сказывается их неуспеваемость» (Россия, «Парламентский час», 27.03 -2.04.08).


Л. ГЛЕБОВА (руководитель Рособрнадзора): «…мне очень хочется подтянуть к пониманию, что мы все вместе тех, кто точно не против ЕГЭ, во многом сомневаются и ровно в силу того, что не до конца понимают и знают, и в этом очень большая наша вина, что люди многого не понимают, недоинформированы, и поэтому сформирована точка зрения, которая, к сожалению, не позволяет видеть этих людей своими сторонниками» (радио «Эхо Москвы», 19-25.06.08).


Ю. СЕНТЮРИН [о законопроекте по защите прав учащихся]: «Для того, чтобы подтянуть качество образования, нужна какая-то санкция – по крайней мере, воздействие на эту ситуацию. Сегодня мы убедились в том, что такой комплекс мер необходим» (МК, 10-16.04.08).


А. ФУРСЕНКО:  «ЕГЭ не может в полной мере проверить знание литературы. Для проверки знаний по литературе надо искать другие формы» (РИА Новости, 17-23.04.08).


Д. МЕДВЕДЕВ: «Для нас очень ценен опыт работы этих двух университетов [Южного федерального университета и Сибирского федерального университета], потому что мы думаем о будущем, и весьма вероятно, что в ближайшее время будут приняты решения о создании целой сети федеральных университетов – новых отдельных научно-образовательных комплексов» (газета «Московский Комсомолец»). «… часть программ этих университетов, надеюсь, хотя бы к 2015 году получила международную аккредитацию, а по ряду дисциплин — мы рассчитываем и на это — заняла ведущие позиции в международных рейтингах» (www.kremlin.ru, 24-29.04.08).


В. ПУТИН: «На привлечение молодежи в науку, несомненно, будет работать и создание федеральных университетов. Они будут отличаться от традиционных вузов особой моделью управления и системой финансирования» (РБК, 19-25.06.08).


А. ФУРСЕНКО: «ФЦП [«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы] одобрена, программа нацелена на поддержку, в первую очередь молодых научных коллективов и молодых ученых» (РИА Новости, 19-2.06.08).

 

 

«Единая Россия»

 

Т. ЯКОВЛЕВА: «На сегодняшний день существует дисбаланс: в стране переизбыток выпускников высших учебных заведений и острый дефицит выпускников профучилищ». «Необходимо разработать такие программы среднего профобразования, которые бы соответствовали запросам предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда». «Необходимо включить профобразование в приоритетный национальный проект «Образование» (www.edinros.ru, 20.03-26.03.08).


Г. БАЛЫХИН: «Осенью мы обязательно проведем парламентские слушания или «круглый стол», подведем итоги эксперимента и переходного периода с учетом того, что с первого января следующего года закон о ЕГЭ вступает в полную силу, то есть этот экзамен будет проводиться повсеместно, в обязательном порядке» («Независимая газета», 19-25.06.08).


Т. ЯКОВЛЕВА: «Студент должен полноценно учиться, а не разрываться между работой и институтом». «Повышение стипендий и развитие системы образовательных кредитов, обязательные элементы политики государства в области образования» («Время новостей», 26.06 – 2.07.08).

 

 

«Справедливая Россия»

 

С. МИРОНОВ: «Убежден, что он [ЕГЭ] не должен быть единственным критерием оценки знаний учащихся...». Высшее образование: Необходимо создавать систему госзаказа на подготовку кадров высшей квалификации с гарантированным трудоустройством и адекватной оплатой труда, против двухуровневой системы образования: «Я не вижу смысла перекраивать хорошо зарекомендовавшую себя систему» (www.spravedlivo.ru, 13.03-19.03.08).


В. ШУДЕГОВ:  «Литература – это наиважнейший предмет, поэтому Рособрнадзор поторопился с принятием решения исключить его из обязательных предметов при сдаче ЕГЭ…требования к проверке знаний по этим предметам должны сохраниться» (ИА «Русская линия», 27.03 – 2.04.08).

 

 

КПРФ

 

Г. ЗЮГАНОВ: «Уничтожили 10 млн русских, если дальше русскую духовность и культуру будут топтать, мы будем уничтожены. Нужно изучать, но должна быть свобода выбора» (радио «Маяк», 31.01-02.02.08).


Г. ЗЮГАНОВ: «Мы сегодня ломаем классическое советское образование, взамен скопировали не лучшую американскую систему. Тут надо очень аккуратно обойтись,…» (www.kremlin.ru, 06.03-12.03.08).


Г. ЗЮГАНОВ: «Направить детей в школу и обеспечить их бесплатным комплектом учебников и горячим питанием – это святая задача любой власти!». «Всем гражданам будет гарантировано бесплатное образование, вплоть до высшего» (www. kprf. Ru, 31.01-02.02.08 ).


ПОЗИЦИЯ ПАРТИИ: ЕГЭ должен внедряться на альтернативной основе, а гуманитарные дисциплины необходимо исключить из этой системы тестов по известному принципу угадайки, поскольку их задача совершенно другая (По материалам kprf.ru, 13.03-19.03.08).


О. СМОЛИН: «…ни в коем случае нельзя убирать литературу из числа обязательных экзаменов» (Россия, «Парламентский час»,  27.03 -2.04.08).


И. МЕЛЬНИКОВ: «ЕГЭ как минимум не совершенен, а как максимум – вреден. Поэтому в дальнейшем будет многое предприниматься для снижения этого вреда, будут вноситься коррективы» (Россия, «Парламентский час», 27.03 – 2.04.08).


О. СМОЛИН: Не предлагает «хоронить систему ЕГЭ в целом», хотя, по его мнению, «она того заслуживает»: «Как показал широкомасштабный эксперимент, у ЕГЭ только один плюс – немного повысилось количество выпускников из малых городов и сел, для которых стали доступны столичные вузы» (Радио «Эхо Москвы», 17-23.04.08).


А.ЛОКОТЬ призвал депутатов отреагировать на результаты сдачи ЕГЭ по литературе и русскому языку выпускниками: "35% сдававших  этот  экзамен  получили  «двойки»,  еще 45% - «тройки». Он  предложил  дать  протокольное  поручение  дать полную информацию по этому вопросу с тем, чтобы обсудить его в Госдуме. (Интерфакс, 5-11.06.08).

 

 

ЛДПР

 

В. ЖИРИНОВСКИЙ: «Русский язык и православие – это обязательные предметы. Все обязаны знать предмет «история русского православного государства» (радио «Маяк», 31.01-02.02.08).


В. ЖИРИНОВСКИЙ: «Он [студент] должен ходить на все лекции, на все семинары…Что это за обучение, дома сидит, пишет контрольную работу, переписывает Интернет... В вузы преподаватели должна прийти деловые люди, бизнесмены. Не могут одни преподаватели создать нам творческую молодежь» («Парламентский час», 20.03-26.03.08).

 

 

О ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

 

Качество учебников: результаты экспертизы


Одной из главных проблем современного образования является множество новых программ, а соответственно, учебников, среди которых не легко выбрать не только "правильный", но и качественный.


Для оценки качества школьных учебников в конце 2004 года Российской академии наук и Российской академии образования было рекомендовано создать комиссии, которые проводили бы независимую экспертизу школьных учебников. При этом комиссия РАН оценивает научное содержание книг, а комиссия РАО — методическую и педагогическую сторону. По результатам экспертизы в 2007, году только каждый пятый учебник из 437, представленных на экспертизу, отвечает современным научным представлениям. И соответственно, в четырех из пяти обнаружены ошибки. Около половины представленных учебников были отправлены на доработку, в том числе, по следующим причинам:


— учебники по математике содержат неточные формулировки и доказательства теорем, а также неадекватные математические модели, а некоторые пособия по истории имеют политический окрас;
— учебники перегружены, в 2-3 раза превышают доступный и необходимый объем;
— большинство учебников не соответствуют интеллектуальным возможностям школьников, то есть включают много сложных понятий и категорий, имеют сложную логику изложения;
— распределение учебного материала по ступеням образования и форма его подачи далеко не всегда учитывают психолого-возрастные особенности учащихся.
— современные учебники, за редким исключением, мало ориентированы на развитие познавательной и творческой активности учащихся.


Еще одна проблема — контрафактные учебники. Они несут угрозу и содержанием, и формой. Мелкий шрифт и некачественная бумага могут привести к близорукости. Краски, содержащие свинец, могут вызвать отравление у ребенка.

 

Роль и задачи государства в создании эффективной системы контроля качества учебников


Учебник является обязательным компонентом образовательного процесса и во многом определяет его результативность, особенно в части обеспечения воспитания подрастающего поколения, привития ему нравственных устоев, идеалов патриотизма, чести, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие Родины. Поэтому содержание учебников должно быть предельно выверенным и соответствовать целям и задачам образования, которые установлены законодательными актами.


По итогам парламентских слушаний, прошедших в 2008 году, их участники отметили неудовлетворительное положение дел в обеспечении качества учебной литературы, что явилось следствием следующих факторов:


— отсутствие мер государственной поддержки издательской деятельности в части создания и издания учебной литературы;
— «закрытость» экспертизы учебников, отстранения педагогических работников-практиков, представителей педагогической и родительской общественности от экспертизы учебников;
— отсутствие единых требований к условиям реализации основных образовательных программ (в рамках Государственного стандарта общего образования), в том числе к предметным учебно-методическим комплектам;
— частое изменение порядка проведения экспертизы (только за период с 2003 по 2005 годы четыре раза изменялся порядок проведения экспертизы и дважды приостанавливался прием учебников на экспертизу);
— отсутствие механизмов ответственности экспертных организаций (экспертов) за результаты проведенной ими экспертизы учебников.


В ряде субъектов Российской Федерации отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая систему расходов на учебные издания и систему работы по формированию регионального заказа на базе федерального перечня. Также не определен порядок проведения экспертизы учебных изданий, обеспечивающих реализацию региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов, что ведет к использованию учебников, не соответствующих современным требованиям.

 

 

ЧТО ЗНАЮТ МОЛОДЫЕ РОССИЯНЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ?
(ПО ДАННЫМ ВЦИОМ)

 

Накануне Дня памяти и скорби 22 июня Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, насколько россияне информированы о событиях Второй мировой войны.


Результаты оказались неутешительными.


Только 35% россиян вспомнили, что блокада Ленинграда была снята в 1944 году, тогда как 26% посчитали, что это произошло годом ранее (в 1943 г.), а треть (33%) опрошенных затруднилась дать ответ.


Только половина (49%) знает, что верховным главнокомандующим в годы ВОВ был Иосиф Сталин. 31% опрошенных назвали Георгия Жукова, 2% назвали кого-то другого, а 18% затруднились ответить.


Меньше всего россияне делают ошибок при ответе на вопрос о том, кто развязал Вторую мировую войну. Подавляющее большинство опрошенных респондентов (88%) отметили, что именно Германия была агрессором (против 4% назвавших СССР и по 1% Великобританию, США и Францию). Среди жителей Уральского и Дальневосточного федеральных округов этот вопрос вызвал несколько больше затруднений (13% в Уральском и 10% в Дальневосточном ФО считают, что войну развязал СССР).


Чем моложе респонденты, тем хуже они знают историю великой войны. Так, в группе от 18 до 24 лет только треть (28%) опрошенных знает, что Сталинградская битва началась в 1942 г. Чуть более трети (39%) 18-24 летних знает, что Иосиф Сталин был главнокомандующим.

 

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 14–15 июня 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

 

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ 

 

 

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах

 

Скачать в формате PDF 

http://www.nirsinirsi.appspot.com/98

Обо всех ошибках просьба сообщать на nirsi@nirsi.ru

Copyrigth © НИРСИ. Все права защищены.