Комментарии экспертов на актуальные темы


65-летие Великой Победы

Александр Шаравин: 9 мая - праздник, который объединяет

Юлия Павлюченкова: Развивая систему патриотического воспитания, важно опираться на историю и традиции

Александр Брега: Массированное наступление против фальсификации истории становится частью жизни

Владимир Азаров: Обществу необходимо обратиться к вопросам развития идеологии

Юрий Савенко: Парад с участием солдат НАТО - демонстрация победы над фашизмом


Все комментарии


У Победы наши лица


   “Перед прошлым — склони голову, перед будущим — засучи рукава” (Менкен)   


Федор Жулитов: Замена коррупционного аппарата займет длительное время


17.11.2009
Источник: НИРСИ

Международная организация Transparency International оценила рынок российской коррупции в 300 миллиардов долларов. Как сообщает Lenta.ru со ссылкой на пресс-службу российского представительства этой международной организации, по индексу восприятия коррупции (ИВК) Россия занимает в мире 146 место из 180 возможных. Российская Федерация, имея рейтинг 2,2, делит 146 место с Украиной, Сьерра-Леоне, Кенией, Эквадором и Камеруном. При этом сам рейтинг составляется на основе опросов экспертов и представителей деловых кругов 180 стран мира. 10 баллов выставляется странам с наименьшим уровнем коррупции.

О национальных особенностях коррупции в России говорит эксперт НИРСИ, кандидат психологических наук, консультант по управлению Федор Жулитов:

Прямые взятки – свойство развивающихся экономик, перестроения элит. Это объясняет, почему уровень коррупции в давно установившихся экономических системах ниже. Естественно, если в какой-то из стран меняется элита, как это было в том же Сомали, то по понятным причинам ухудшается ситуация по взяткам. Потому что есть те, кто вошел в элиту за счет силы, есть те, кто хочет войти в элиту за счет труда, как есть и те, кто держит место и хочет получить за это свои «дивиденды». Это понятный и очевидный процесс – фактически замена связанности интересов. В стабилизированных же экономиках каждую экономическую линию представляет соответствующая политическая надстройка, а потому необходимости в прямых взятках попросту нет.

Любые молодые элиты стремятся получить все и быстро. В отличие от европейской системы, где все расставлено по своим местам. Если у папы виноградник или ферма, то дети будут двигаться примерно в том же направлении, если папа министр, то ребенок имеет возможность получить хорошее образование и занять свое место на самом верху социальной системы. В таких условиях практически не может быть резких скачков. Европейцы сами по себе в элиты, как правило, не стремятся. Да, они хотят улучшить свое положение, но при этом не идут на риск, а планируют карьеру. Вся экономическая модель и образ жизни построены на гарантиях – я прикладываю определенные усилия и получаю соответствующий результат. Это то, чего абсолютно не бывает в новых, развивающихся экономиках.

В России многие попали под известное китайское проклятие «Чтоб ты жил в эпоху перемен…». И каждый по-разному воспользовался предоставленными возможностями. Последние годы характеризовались стабилизацией, что привело на микроуровне к появлению целого поколения молодых людей, которые живут фактически в европейской логике – до кризиса ощущался постоянный рост, появились кредиты, было введено долгосрочное планирование.

С другой стороны, в России все еще остается некий сектор и класс людей, у которых ситуация не меняется. В какой-то степени ответственность за это ложится, в том числе, и на достаточно сильную, но изменчивую законодательную базу, которая приводит бизнес к тому, что он начинает искать всевозможные инструменты для обеспечения собственной стабильности. Вместе с тем, в условиях развивающейся, а потому пока не совсем сильной экономики, есть возможность для совершения рывка. Угадав с технологическими решениями, человек имеет возможность сделать такой существенный рывок в бизнесе, которого не будет в рамках стабильной экономики, какой является европейская, где все ресурсы поделены.

Это напрямую связано и с коррупцией. Когда есть много ресурсов, до которых, с одной стороны, легко добраться, а с другой - в малых системах начинают действовать не те люди, которые все досконально знают, а только те, кто готов идти к цели. Они начинают искать решение, руководствуясь сверхмотивацией на получение результата. Тут происходит сталкивание интересов, когда есть чиновники, которые могут не давать разрешений, или чинить препоны.

Оценка рисков, юридических последствий или схемотехник по отдельному проекту может обойтись дороже самого проекта. Цена юридических услуг крупных мировых игроков, которые гарантированно могут все решить легально, которые сделают все точно и правильно, стоят очень дорого. А если все остальные ресурсы дешевле в разы, начиная с рабочей силы, заканчивая землей, то многим может показаться, что проще «заплатить» за принятие «нужного решения». Это во-первых. Во-вторых, пока еще осталась привычка: лихие 90-е, когда об этом никто не говорил, но когда это было абсолютной нормой, большинство еще помнят.

Традиционно в России не был принят тезис, что нарушение закона – это плохо. Корни такого положения дел, на мой взгляд, в еще «живых» остатках той, советской, идеологии. Переучить, сломать, заменить старую идеологию на новую можно общеизвестными кнутом и пряником. Чем, собственно, и занимается государство.

Сопротивление любым управленческим решениям есть всегда. Это аксиома. Поэтому и сопротивление мерам по противодействию коррупции будет всегда. Это управленческий закон, от которого никуда не деться. Его нужно учитывать. И в этом смысле руководством страны используется совершенно логичный ход: постоянно напоминать, что с коррупцией будут бороться, постоянно додавливать ситуацию, широко освещая очередное дело о взятках в особо крупных или не особо крупных размерах. Именно поэтому и нужны те показательные процессы, свидетелями которых мы все чаще становимся – процессы «берущих» из среды чиновников. Такие действия требуют воли и идут медленно, потому что нельзя «вынуть» из политических структур весь аппарат и заменить на новый – хороший, профессиональный и «не берущий». Взять его неоткуда, а переучивание – это долго, дорого и трудозатратно.

Что касается самого рейтинга, то это не количественная или числовая оценка, это экспертная оценка. А экспертная оценка строится все равно на мнениях людей о том, как это устроено, а не на фактах. Потому что, если кто-то из экспертов имел точные факты, то странно, что он их не отдал в прокуратуру. Эксперт оперирует только мыслями и оценками. В этом смысле подвижки по рейтингу во многом субъективны. Плюс, если говорить о зарубежных экспертах, то они находятся в пуле англоязычной прессы.

Все комментарии

Телефон:
(495) 692-4272


Адрес:
125009, Москва,
Георгиевский пер.,
д. 1, стр. 1
E-mail:


Экспертные материалы:


Иран: повестка дня для мирового сообщества, заданная США. Последствия для России

Л.Н. Снежанова


Противодействие терроризму как общая задача властей и граждан. Зарубежный опыт

О.А. Акопян


Сравнительный анализ основных тем статьи Д.А.Медведева "Россия, вперед!" и Посланий Президента РФ Федеральному Собранию (2000 – 2008 гг.)

НИРСИ


Архив Экспертных материалов
Смотреть >>>

           
Разработка сайта — компания «Промоцентр»